Разбавитель для лака: основные виды и советы по выбору (+20 фото)

Разбавители и растворители, как правильно выбрать разбавитель для ЛКМ

Разберём распространённую ошибку, которую допускает маляр при использовании разбавителя.

Но сначала разъясним Вам, что такое разбавитель, а что такое растворитель, чтобы не путаться в терминах.

Что такое разбавитель?

Разбавитель – это жидкость на основе растворителей данного ЛКМ или на другой основе.

Разбавители добавляются в лакокрасочные материалы для временного снижения вязкости, они не обязательно способны растворять исходные смолы, а должны только разжижать уже растворенные, это более простая задача.

Разбавители не должны вступать в химические реакции с составляющими ЛКМ веществами, а также не должны задерживать сушку, поэтому разбавители, как правило, более летучие вещества, чем растворители.

Что такое растворитель?

Растворители добавляются в ЛКМ производителем, они должны обеспечивать растворение смол и других составляющих материала.

Какая главная ошибка маляра при применении разбавителя?

Что делает маляр при любых изменениях температуры и вязкости? Правильно, для того, чтобы добиться лучшего растекания, он добавляет большее количество разбавителя, что нередко приводит к возникновению известных дефектов на лакокрасочном покрытии, таких как подтёки, матовость и другие.

Что же тогда делать, чтобы добиться нужной вязкости?

Чтобы добиться необходимой вязкости, от которой в значительной степени зависит розлив, нужно не уменьшать или увеличивать количество разбавителя или отвердителя, произвольно варьируя их содержание в наносимой эмалевой краске, а использовать разбавители в зависимости от их температурной градации.

Виды разбавителей в зависимости от температуры в малярной камере

Производителями лакокрасочных материалов предлагаются следующие виды разбавителей, которые различаются по температуре окружающей среды, при которой их использование наиболее оптимально :

Быстрые или лёгкие разбавители

Быстрые разбавители применяют при температурах +15 . +20 °С и имеют очень высокую скорость испарения, поскольку перед ними стоит задача как можно быстрее высушить поверхность.

Низкие зимние температуры могут значительно удлинять время сушки, что приводит к подтёкам и оседанию пыли на поверхности. Использование быстрого разбавителя позволяет решить эту проблему.

Лёгкие (быстрые) разбавители, состоят из жидкостей с низкой температурой кипения, значительная доля их испаряется ещё на пути от краскопульта до окрашиваемого изделия. Поэтому быстрые разбавители используются в холодный сезон или в случаях, когда необходим «сухой» факел.

Тяжелые или медленные разбавители

Тяжёлые (медленные) разбавители состоят из высококипящих жидкостей, испаряющихся очень медленно. Вследствие этого медленные разбавители идеально подходят для высоких температур (выше + 25 °С).

При этом нанесённый слой ЛКМ имеет достаточно времени на растекание, образуя при этом очень гладкую поверхность. Однако, длительное время сушки увеличивает риск подтёков и попадания пыли на поверхность.

Этот вид разбавителей используется в жаркий сезон или при необходимости идеального розлива. Разбавители такого типа добавляются в ЛКМ, предназначенные для нанесения кистью, например, в паркетные лаки. Специальные медленные разбавители добавляются также в глянцевые лаки, которые должны идеально растекаться.

Какие проблемы позволяет решить применение медленных разбавителей?

Летом, когда температура окружающего воздуха достаточно высока, лакокрасочная плёнка может высыхать слишком быстро. При этом она останется неровной, так как проходит недостаточно времени, чтобы материал равномерно растёкся.

Возможно также появление второй неприятности, вызванной повышенной температурой: чрезмерно быстрое высыхание верхнего слоя ЛКМ (корки) при жидком ещё нижнем слое.

В этом случае пары низкокипящих фракций разбавителя, продолжающие интенсивно испаряться из нижнего слоя, собираются под коркой в пузырьки, остающиеся в слое лакокрасочного покрытия.

Использование медленного разбавителя позволяет решить обе описанные проблемы.

D1015 – Медленный полиуретановый разбавитель от ICA

D1015 представляет собой полиуретановый разбавитель с медленным испарением, поэтому подходит для применения в жаркую погоду или, когда необходимо замедлить время высыхания верхних слоев.

Рис. 1. Медленный полиуретановый разбавитель от ICA

D1024 – Медленный полиуретановый разбавитель от ICA

D1024 – это полиуретановый разбавитель с очень медленным испарением, подходящий для добавления к нормальному полиуретановому разбавителю для замедления их испарения.

Рис. 2. Медленный полиуретановый разбавитель от ICA

Нормальные и средние разбавители

Средние разбавители являются наиболее универсальными.

Строго следите за тем, чтобы используемый разбавитель был именно той марки, которую рекомендует производитель ЛКМ!

Разбавитель представляет собой смесь жидкостей, обладающую совместимостью с лакокрасочными материалами, для которых он предназначен. Приготовление данной смеси требует знания характеристик связующего, в которое она будет добавляться.

Разбавители для полиуретановых ЛКМ должны быть хорошо очищены от спиртов и воды, допустимое их содержание не более 0.05%.

Разбавители, обладающие высокой растворяющей способностью, повышают срок жизнеспособности ЛКМ, а использование неподходящего растворителя может существенно уменьшить жизнеспособность.

С лёгкостью испарения различных разбавителей связана важная эксплуатационная характеристика это температура вспышки.

Температура вспышки – это наименьшая температура, при которой в замкнутом пространстве над поверхностью жидкостей насыщенная концентрация паров достигает такой величины, что паровоздушная смесь может взорваться от искры.

D1010 – Универсальный полиуретановый разбавитель от ICA

Полиуретановый разбавитель с превосходными свойствами медленного испарения.

Рис. 3. Универсальный полиуретановый разбавитель от ICA

На какие свойства ЛКМ влияет добавление разбавителей?

Происходит уменьшение вязкости ЛКМ

Вязкость ЛКМ необходимо доводить до рабочего значения в соответствии с используемым окрасочным оборудованием, учитывая температуру лакокрасочного материала.

Значения вязкости ЛКМ для разного оборудования :

Пистолеты системы HVLP работают обычно при меньшей вязкости (до 30 сек. DIN4), чем пистолеты LVLP (до 35 сек. DIN4) и обычные краскопульты (до 40 сек. DIN4). Далее можно значительно увеличивать вязкость в системах типа Эйрмикс (до 70 сек. DIN4), а вальцовые системы допускают самую большую вязкость.

Что ещё учитывать при разбавлении до нужной вязкости?

В спецификациях на ЛКМ приводится количество разбавителей и отвердителей, необходимое для доведения продукта до рабочей вязкости при определённом способе нанесения.

Следует учитывать, что рабочая вязкость различных материалов может различаться достаточно сильно, а чем больше вязкость базового материала, тем сильнее зависимость вязкости от количества добавленного разбавителя.

Очевидно, что охлаждённый материал будет иметь большую вязкость, чем он же при более высокой температуре. Если материал не подогревается перед нанесением, то для достижения необходимой вязкости рабочей смеси потребуется большее количество разбавителя.

Упрощается получение «сухого» или «мокрого» факела

Облегчение получения «сухого» или «мокрого» факела при нанесении распылением морилок, патин, спецэффектов для получения декоративного эффекта.

Легче сформировать равномерный слой лакокрасочного материала без дефектов

При добавлении разбавителя облегчается формирование однородного, равномерно распределённого слоя лакокрасочного материала без дефектов, вызванного неправильным испарением летучих фракций.

Правильный выбор разбавителя помогает избегать дефектов, связанных с недостаточным измельчением слишком вязкого материала при его распылении. Использование медленного разбавителя с высокой растворяющей способностью даст материалу время равномерно растечься и, соответственно, выровняться лакокрасочной плёнке.

Применение растворителей

Содержание статьи

Все лакокрасочные материалы принято делить на основные, промежуточные и прочие. Представители промежуточной категории – разбавители и растворители. Растворители принято использовать на разных стадиях лакокрасочной индустрии. Например, они служат в лакокрасочном производстве и необходимы в качестве регулятора вязкости.

Определение данных субстанций звучит следующим образом: растворители – это низкомолекулярные летучие жидкости с невысокими температурами кипения. Они бывают сильными и слабыми: первые характеризуются тем, что с ними данный полимер образует единую систему в любой области концентрации и большом диапазоне температур.

Качественные растворители лакокрасочных материалов обладают следующими качествами: инертность (они не вступают в реакцию с лакокрасочными материалами), летучесть (для полного испарения в процессе высыхания лакокрасочного слоя).

По степени активности растворители разделяют на три группы:

  • скипидар,
  • этилацетат,
  • ацетон,
  • амилацетат,
  • дихлорэтан,
  • уайт-спирит,
  • сольвент каменноугольный технический.

Являются органикой в чистом виде, используются для растворения пленок или же приготовления различных смесей.

Виды растворителей

Уайт-спирит

Бензин-растворитель – продукт перегонки нефти. Его физические характеристики таковы: прозрачная бесцветная жидкость. Область назначения: растворение нитрокрасок и некоторых видов смол, а также масляных красок. В случае с красками и лаками дозировку уайт-спирита необходимо ограничивать до 10 % от общей массы лакокрасочного материала.

Скипидар

Бесцветная, часто прозрачная, иногда с красноватым или темно-красным оттенком жидкость, которую принято применять в разбавлении красок и ускорения высыхания лакокрасочного покрытия. Скипидар в основном используют для разбавления масляных красок. Если выбирать между очищенным и неочищенным скипидаром, то для покраски поверхностей стоит обратить внимание на очищенный скипидар.

Скипидар легко воспламеняется. Древесный (неочищенный) скипидар получают путем сухой перегонки древесины; живичный скипидар – посредство разгонки смолы хвойных пород Первый должен пройти дополнительную переработку, благодаря которой содержащиеся в древесном скипидаре окрашивающие компоненты исчезнут из состава растворителя.

Чтобы понять, устраивает ли Вас качество скипидара, необходимо смешать в равных пропорциях олифу и скипидара на поверхность. Если спустя сутки на лакокрасочном покрытии осталась прочная пленка, качество растворителя несомненно.

Живичный скипидар, или, как его ещё называют, терпентиновое масло, более экологичен в отличие от древесного: его отличает более спокойный запах и легкость.

Скипидар также используют для обезжиривания покрытий, несмотря на дороговизну данного растворителя, которое оправдано высоким качеством рабочего материала.

Ацетон, амилацетат, этилацетат

Растворители, которые используют в случае с нитрокрасками. Так как эти вещества достаточно легко смешиваются с водой, необходимо следить за тем, чтобы она не попала в них: это может вызвать побеление прозрачной пленки. Если же добавить в состав этих веществ растворители бутилового спирта, то блеск лаковой пленки значительно улучшится.

Сольвент

Ккаменноугольный технический представляет собой смесь ароматических углеводородов, которые получают в коксохимическом производстве в процессе ректификации очищенных фракций сырого бензола. Физические характеристика растворителя: представляет собой прозрачную бесцветную жидкость, он выпускается трех марок – А, Б, В, которые различаются между собой следующими параметрами: температурой кипения, плотностью, малыми колебаниями содержания в составе таких химических веществ, как сера и фенолы.

Сольвент является высококачественный растворителем красок, однако за счет своей токсичности, сольвент не столь популярен, в отличие от скипидара. Сольвент применяют лишь для разведения пентафталевых и глифталевых красок.

Дихлорэтан

Следующий растворитель, о котором необходимо упомянуть. Эта бесцветная слабовоспламеняемая жидкость, обладающая запахом хлороформа, также имеет склонность желтеть из-за воздействия солнечных лучей. Меры предосторожности при использовании данного разбавителей: обязательное условие при работе с этим веществом – использование резиновых перчаток, так как разбавитель за счет специфики химического состава может значительно повлиять на кожу Ваших рук.

Сиккативы

Это специальные добавки, которые способствуют повышению декоративности, а также водостойкости уже готового состава красителя. Помимо этого, они позволяют существенно снизить количество времени, требующегося для высыхания масляных красок, лаков, олиф, а также масел. Однако эти добавки обладают довольно серьезным недостатком: при их использовании лакокрасочное покрытие становится чрезвычайно хрупким, в связи с чем рекомендовано при возможности обходиться без их применения при обработке поверхности.

Идеальными растворителями для некоторых видов смол являются такие вещества, как бензин и керосин. Их также используют в мытье рук, испачканных в краске, а также при очищении рабочих инструментов.

Растворители и разбавители

Отличие растворителей и разбавителей

Разбавители – это растворители, которые не способны в одиночку растворить данный полимер, но при введении в раствор полимера не разрушают его структуру.

В действительности очень часто используют смеси растворителей, их альтернативное наименование – номерные растворители.

Так, растворитель Р-4 (содержит ацетон и толуол) подходит для растворения и разбавления алкидных лакокрасочных материалов,эмалей на основе хлорированных полимеров.

Водные лакокрасочные материалы можно разбавлять исключительно водой. Также нужно помнить, что воду необходимо лить постепенно и в очень небольших дозах, иначе вязкость снизится слишком сильно.

Характеристики растворителя 646

Среди мастеров из растворителей наиболее знаменит растворитель 646 (Р-646).

Впервые он был изготовлен в XX веке. Вначале его использовали для разбавления нитролаков, нитроэмалей, его универсальность была обнаружена значительно позже, и он стал использоваться в разбавлении лакокрасочных средств до рабочей вязкости, в процедуре очистки малярного оборудования и рабочего инструмента. Множество компонентов, входящих в состав данного растворителя, играют значительную роль в возможности растворения большинства органических веществ.

Растворитель 646 – бесцветная/слегка желтоватая жидкость, обладает при этом специфичным запахом. Процентное содержание следующих веществ входит в его состав: толуол (50%), этанол (15%), бутилацетат (10%), бутанол (10%), этилцеллозольв (8%), ацетон (7%).

Растворитель 646 является достаточно сильным растворителем, поэтому при использовании его в качестве рабочего вещества необходимо соблюдать меры безопасности и быть предельно аккуратным при его применении.

После высыхания лакокрасочное покрытие приобретает дополнительный блеск.

Растворитель 649 используется для растворения нитроцеллюлозноглифталевых пленкообразователей.

Выбор разбавителя зависит от рабочей ситуации, основные параметры определения – тип лакокрасочного материала и температуры окружающей среды во время нанесения материала.

Виды разбавителей

S10 Разбавитель для ПЭ материалов

Этот разбавитель применяют для разбавления полиэфирных лаков, чтобы получить нужную вязкость. Является прозрачной и бесцветной жидкостью. Основное достоинство – быстро высыхает.

S12 Разбавитель для НЦ материалов

Область применения – разбавление НЦ лаков и грунтов до получения необходимой рабочей вязкости. Также является прозрачной, бесцветной жидкостью. Обладает средней скоростью высыхания.

S30 Разбавитель для красителей

Применяют при разбавлении красителей с целью получить рабочую концентрацию материала.

Физические характеристики: бесцветность, прозрачность. Обладает средней скоростью высыхания.

S50 Разбавитель для ПУ универсальный

Им разбавляют полиуретановые лаки с целью получить рабочую вязкость. Представляет собой прозрачный, бесцветный раствор. По скорости высыхания также занимает среднюю позицию.

Виды растворителей для красок

Из этой статьи вы узнаете:

В повседневных и производственных целях, будь то ремонт в квартире или рабочий процесс на промышленном предприятии, часто используются различные виды растворителей. Современные производители поставляют на рынок материалы разных видов и свойств, поэтому каждый с легкостью сможет выбрать состав, подходящий для конкретной цели. Сегодня в нашей статье рассмотрим основные виды растворителей для красок.

Как классифицируются виды растворителей для красок

Растворители для красок классифицируются по следующим особенностям:

1. По структуре:

  • однородные – на основе одного компонента или смеси однородных компонентов (толуол);
  • комбинированные – на основе нескольких однородных растворителей в определенной пропорции (допустим, в состав растворителя Р-4 входит толуол, ацетон и бутилацетат).

2. По составу:

Органические – более популярная группа веществ, которая также делится на виды в зависимости от скорости испарения:

  1. Имеющие низкую скорость испарения (скипидар). Используются для разбавления эмалей и лаков.
  2. Средне улетучивающиеся (керосин). В большинстве своем применяются для масляных и акриловых красителей.
  3. Составы, которые быстро испаряются (бензин, уайт-спирит, сольвент). Сфера применения: эмали, лаки, акриловые и масляные красители. При использовании легко улетучивающихся составов следует руководствоваться, в первую очередь, правилами техники безопасности, поскольку данные вещества характеризуются высоким уровнем взрывоопасности.

Большинство из них – жидкие субстанции с характерным специфическим запахом (что также относят к числу недостатков).

Неорганическими растворителями являются:

  • вода;
  • жидкий аммиак;
  • серные, фосфорные соли и т. д.

Органические эмульсии имеют очевидные минусы: стойкий запах, сохраняющийся в течение длительного периода времени, выделение легковоспламеняющихся токсичных испарений, которые могут повлечь серьезное отравление организма.

Рекомендуемые статьи по теме:

Читайте также:  Грунтовка для стяжки: каких видов бывает и как выбрать (+35 фото)

В то же время неорганические растворители быстро теряют свои положительные характеристики при хранении в российских климатических условиях, поэтому данный вид растворителей для красок пользуется большей популярностью за рубежом.

Какие виды растворителей краски наиболее популярны

Как уже было отмечено, в нашей стране чаще всего используют органические разбавители красок, даже несмотря на то, что это далеко не безопасные составы.

Растворители делятся на следующие группы:

Предлагаем подробнее рассмотреть характеристики наиболее часто используемых растворителей для краски.

С помощью воды часто растворяют водно-дисперсионные краски, а также некоторые виды клеящих веществ. Обратите внимание, что если в результате хранения на поверхности красителя образуется пленка, использовать в работе такой раствор будет уже нельзя.

К числу углеводородных растворителей следует отнести:

  • Уайт-спирит. Он представляет собой бесцветный маслянистый состав. Характеризуется высокой горючестью и специфическим запахом (похожим на керосиновый).

Растворяющие свойства уайт-спирита нельзя назвать выдающимися, но, несмотря на это, состав достаточно популярен благодаря своей низкой стоимости и нетоксичности.

Чаще всего его используют в химической промышленности: при изготовлении красок, лаков, эмалей и т. д. Однако в быту и строительстве тоже часто применяют данный состав. Уайт-спиритом разбавляют алкидные эмали и лаки, масляные и смоляные краски, битумные материалы.

Помимо этого, при помощи растворителя можно обезжиривать различные поверхности (в частности перед нанесением краски), а также очищать инструменты и механизмы от смазки.

  • Нефтяной бензол. Эмульсия, которая не имеет цвета, быстро улетучивается и не растворяется водой. Имеет резкий, характерный для органических растворителей, запах. Рассматриваемый состав совместим с углеводородными соединениями. Испарения нефтяного бензола токсичны и огнеопасны. Жидкость становится взрывоопасной при соприкосновении с воздухом.
  • Скипидар. Бывает двух видов: живичный и пневый. Если сравнивать данные виды, живичный скипидар является лучшим вариантом. Он представляет собой жидкость бледно-желтого цвета со стойким запахом, которая используется для разведения шпатлевок и масляных красок.
  • Бензин. Является производным продуктом нефти, характеризуется огнеопасными свойствами, легко испаряется. Когда в воздухе накапливается определенное количество испарений, может произойти взрыв.

Теперь перейдем к группе спиртовых растворителей:

  • Этиловый спирт. Прозрачная жидкость с характерным запахом. Большая концентрация паров этилового спирта в дыхательных путях человека может привести к тяжелейшему отравлению. Растворитель быстро воспламеняется от огня или искры, а также может загореться под воздействием высокой температуры.
  • Бутанол. Чаще всего используется для разбавления нитроцеллюлозных лаков. Придает покрытию блеск, гладкость, защищает от появления белых пятен.
  • Метанол. Бесцветная ядовитая жидкость, состав которой содержит эфиры и ацетон.
  • Этиленгликоль. Бесцветная вязкая жидкость, которая не имеет запаха. Образует однородное соединение с водой. Испаряется достаточно долго, поэтому часто используется при работе с нитролаками. Поверхность получается блестящей, ровной и при этом легко полируется.

Представителями группы сложных эфиров являются:

  • Метилацетат. Жидкий ядовитый растворитель, который довольно быстро испаряется и характеризуется высокой пожароопасностью. Температура кипения раствора составляет +56…+58 °С.
  • Этилацетат. Испаряется дольше предыдущего растворителя, имеет приятный запах. Температура кипения жидкости +77…+82 °С.
  • Бутилацетат. Состав желтоватого цвета, который испаряется на протяжении долгого времени. Именно поэтому данный растворитель используют в случаях, когда нужно увеличить период высыхания лакокрасочного материала на поверхности.
  • Амилацетат. Текучий бесцветный состав, который не имеет отталкивающего запаха и медленно испаряется. Как и упомянутый в предыдущем абзаце растворитель, применяется для увеличения периода высыхания.
  • Ацетон. Летучая, легкоподвижная жидкость, которая отличается резким запахом. Температура кипения ацетона составляет +56 °С.
  • Смеси растворителей. В некоторых случаях для получения определенной вязкости используют смеси растворителей из разряда сложных эфиров. Стоит отметить, что качество полученного покрытия будет зависеть от состава приготовленной смеси.

Так, если состав растворителей будет содержать большую концентрацию быстроиспаряющихся жидкостей, то покрытие может помутнеть. А если в число его компонентов включить вещества, замедляющие время высыхания покрытия, поверхность получится блестящей, гладкой, прозрачной.

Номерные виды растворителей для красок

Растворитель 646. Использование универсального растворителя 646 позволяет сделать нитрокрасители (эмали, краски, лаки) более текучими. Часто используется также для разведения эпоксидных и акриловых лакирующих материалов.

Применение рассматриваемого растворителя для красок не подразумевает использование специальных средств защиты. При помощи состава под номером 646 можно легко замешивать/размягчать шпатлевки.

После разбавления краски растворителем покрытие получается ровным и блестящим. С ним эмали и лаки быстро схватываются, формируя прозрачную пленку на поверхности. После того как растворитель испаряется, запах улетучивается.

К числу достоинств растворителя для красок 646 можно отнести его невысокую стоимость, хотя положительных характеристик у этого состава достаточно. Плюс ко всему жидкость можно купить в большинстве строительных магазинов.

Растворитель 647. Состав растворителя для красок содержит толуол, бутилацетат, этилацетат и бутанол. Данный продукт очень часто используют сервисы, которые занимаются покраской автомобилей, поскольку таким растворителем можно разводить нитролаки и нитроэмали.

Лучше выбирать данный состав для работ, требующих более бережного отношения к обрабатываемой поверхности, так как, по сравнению с растворителем 646, среди компонентов отсутствует ацетон и этилцеллозольв.

Растворитель 649. Этот вид изготавливают из ксилола, этилцеллозольва и бутанола (в соотношении 5:3:2). Его применяют для улучшения вязкости эмалей НЦ-132к и красок ГФ-570Рк.

Все виды работ с использованием данного состава необходимо проводить с соблюдением правил техники безопасности: обязательно защищайте руки перчатками! Хранить растворитель нужно в плотно закрытой емкости вдали от прямых солнечных лучей.

Растворитель 650. С его помощью можно придать нужную консистенцию эмалям марки НЦ-11 (которые предназначены для подкрашивания ограниченных по площади участков кистью), а также краскам ГФ-570Рк.

Растворитель 650 получают путем смешивания ксилола, бутилового спирта и этилцеллозольва в процентном соотношении 50:30:20. Состав довольно токсичен, поэтому в рабочем помещении обязательно должна иметься возможность проветривания.

Растворитель Р-4. Содержит смесь кетонов, сложных эфиров и ароматических углеводородов.

Р-4 можно использовать для разведения лакокрасочных материалов на основе винилацетата, винилиденхлорида или его сополимеров, перхлорвиниловых красок.

В некоторых случаях данный вид растворителя для красок применяют для обезжиривания поверхности (однако делать это стоит лишь в крайних случаях, так как Р-4 чрезвычайно летуч).

Растворитель Р-4 огнеопасен, поэтому во время работы с ним нужно быть особенно осторожным и использовать необходимые защитные средства.

Когда использовать тот или иной вид растворителя краски

Использование того или иного вида растворителя для краски целесообразно в следующих случаях:

  • для придания рабочей консистенции эмалям и лакокрасочным материалам;
  • для удаления следов краски с предметов или одежды;
  • в целях очищения инструментов, которые использовались при нанесении красок на поверхность.

Растворители находят свое применение во многих сферах. Все зависит от вида. Так, ацетон широко используют в процессе синтезирования поликарбонатов и эпоксидных смол. Помимо этого он позволяет растворять масла, хлоркаучук, жиры, резину и т. д.

Уайт-спирит можно применять при работе с большинством лакокрасочных материалов: масляными красками, лаками, эмалями, грунтовками, автомобильными мастиками. Растворитель также эффективен для обезжиривания поверхностей и в целях очищения рабочего инструмента.

Керосин, бензин и другие углеводороды являются отличными растворителями для жиров, масел, парафина, восков.

При помощи растворителей из группы эфиров, например, этилацетата, бутилацетата, можно растворять полярные синтетические смолы, церризин.

Спиртовые растворители (этил, бутил, метил и т. д.), применяют при изготовлении лакирующих материалов, а также для растворения полиэфирных смол и нитроцеллюлозы.

7 правил безопасного использования различных видов растворителей для красок

Многие виды растворителей для красок характеризуются быстрой летучестью и химической активностью, в связи с этим при их использовании следует соблюдать все правила техники безопасности:

  1. Любое применение растворителей должно сопровождаться использованием средств индивидуальной защиты – перчаток, респиратора и специальных очков.
  2. Лучше всего работать с растворителями на улице, а при отсутствии такой возможности – следует обеспечить должный уровень проветривания в помещении.
  3. Если состав попал на открытый участок кожи, то его необходимо смыть проточной водой. Обратите внимание, что все большая часть растворителей для красок горючи (это исключает курение во время проведения работ).
  4. В зависимости от вида растворителя нужно следить за температурой воздуха в рабочем помещении: есть такие составы, которые при контактировании с воздухом определенной температуры могут сдетонировать.
  5. Все растворители огнеопасны, поэтому проведение работ рядом с источниками открытого огня или горячими предметами категорически запрещено.
  6. Растворители следует размещать на хранение в прохладной комнате, в тарах небольшого объема с плотно закрывающимися крышками, на которых необходимо сделать соответствующие пометки с названием жидкости и датой ее открытия.
  7. Емкости с растворителями должны размещаться именно крышками вверх (не лежать на боку и не стоять в перевернутом виде).

Где купить качественные и безопасные лакокрасочные материалы для мебели

АО «Радуга» работает с 1991 года (бывшие «Центрмебелькомплект», «Декор-1»). Фирма была организована для снабжения сырьем предприятий, входящих в состав ЗАО «Центромебель».

Сегодня постоянными деловыми партнерами компании являются не только российские производители, но и ведущие фирмы Германии, Австрии, Франции, Италии, Швейцарии, Финляндии, Польши, Швеции. В центре Москвы расположен наш офис, а также собственный складской комплекс с выставочным залом площадью 200 м².

На наших складах, расположенных в ближнем Подмосковье, всегда в наличии большой выбор сырья, материалов и комплектующих для производства мебели и столярных изделий. В ассортименте более 300 наименований лаков и 400 наименований красителей, сделан упор на продажу лаков и красителей с сухим остатком.

По заявкам покупателей наша команда за один-два дня изготавливает полиуретановые эмали практически всех цветов. Мы предлагаем клеи от пяти ведущих производителей Европы, шпон натуральный и пиломатериалы – более 60 наименований обычных, экзотических и эксклюзивных пород. В наличии постоянно имеется лицевая и крепежная фурнитура – более 4000 наименований от изготовителей из Европы: Австрии, Польши, Германии и т.д.

Каждый месяц мы обрабатываем заявки более 1800 клиентов. В их число входят как крупные мебельные фабрики, так и частные предприниматели.

Поставки товара осуществляются по всей России. Наша компания бесплатно доставляет товары по Москве. Продукция отправляется автомобильным транспортом по всем регионам России.

Наша фирма серьезно относится к подготовке собственных специалистов. Менеджеры систематически проходят стажировки в занимающихся производством отделочных материалов фирмах Германии, Италии, Австрии, Финляндии. Работники нашей компании оказывают техническую помощь клиентам.

Приглашаем Вас к сотрудничеству на взаимовыгодных условиях! Мы дорожим своими клиентами и стараемся найти индивидуальный подход к каждому покупателю.

Выбор лака для дерева: разновидности, свойства, «специализация»

Древесина была и остается популярным строительным материалом, из которого возводят дома, заборы, делают мебель, предметы быта и декоративные вещи. Однако есть у нее большой недостаток: это недолговечность, уязвимость. Дерево боится многочисленных врагов: влаги, огня, солнца, плесени, насекомых и грызунов, поэтому оно требует надежной защиты. Чтобы продлить жизнь деревянным конструкциям и изделиям, их обязательно предохраняют от влияния внешней среды. Среди известных «защитников» наиболее популярны лаки. Чтобы гарантировать результат, нужно знать о данных материалах многое: разновидности ЛКМ, их состав, достоинства и существенные минусы, критерии, которые нужно учитывать. В таком случае можно почти стопроцентно утверждать, что выбор лака для дерева будет правильным, что он не разочарует хозяев в ближайшее время.

Классификация лаков для дерева

Прежде чем начинать путешествие по миру лакокрасочных материалов, надо сказать, что лак — это тягучая субстанция, которая после нанесения превращается в прочную прозрачную пленку с глянцевым или матовым блеском. Образуется она благодаря испарению растворителя (спирта, скипидара и т. п.), или за счет полимеризации.

Первые лаки, появившиеся еще в Средневековье, состояли из спирта и смол, растворенных в нем. Сейчас в основном для производства ЛКМ используют синтетические полимеры. На строительном рынке представлен широкий ассортимент лакокрасочных материалов, изделия отличаются составом, скоростью высыхания, сферой применения.

Лак может быть глянцевым (более 90% блеска), полуглянцевым (40-50%) или матовым (10%), одно- или многокомпонентным. У каждого из видов ЛКМ свой тип пленкообразующего компонента, свои эксплуатационные характеристики. Поэтому первым делом надо рассмотреть наиболее популярные виды материалов.

Масляные, масляно-смоляные составы

Их особенность — высокая концентрация масел, органических соединений, смол. По этой причине масляные смеси довольно густые, они довольно тяжело наносятся кистью. После их нанесения на поверхности дерева образуется довольно толстая пленка, имеющая желтоватый оттенок. Такое покрытие отличается прочностью, устойчивостью к солнечным лучам, эластичностью.

Все материалы для дерева делят в зависимости от процентного содержания масла:

  • 65-85% — жирные лаки;
  • 55-65% — средние;
  • 35-55% — тощие.

Недостаток масляных составов — их долгое высыхание — 1-3 суток. Их используют для работ внутри помещений — для защиты мебели, деревянных поверхностей. В масляно-смоляных лаках к модифицированным маслам добавляют растворы из синтетических смол. Эти разновидности ЛКМ можно использовать для различных внутренних работ, однако для защиты пола они не лучший вариант.

Алкидные, алкидно-карбамидные лаки

Основа этих составов — смолы: глифталевые либо пентафталевые. В качестве растворителя используют сольвент или Уайт-спирит. Для ускорения высыхания в них добавляют сиккатив. Чаще алкидные смеси используют для внутренних работ, реже — в качестве фасадной отделки.

Их отличает большая прочность, устойчивость к влаге, к перепадам температур. Некоторые виды лаков способны противостоять даже огню. Если сравнивать с масляными средствами, то алкидные ЛКМ практически бесцветны. Применяют их для защиты паркета и мебели. Срок их службы составляет 2-3 года. Минус этих средств защиты — неприятный запах.

В алкидно-карбамидные лаки входят аминоформальдегидные смолы. Для высыхания этих составов нужны кислотосодержащие отвердители. Выбор лака для дерева в этом случае зависит только от назначения поверхности. Безопасные составы необходимо покупать для внутренних работ, а для наружных те, что максимально устойчивы к воздействию окружающей среды.

Полиуретановые, алкидно-уретановые

Данная разновидность состоит из полиуретановой основы, отвердителя и растворителя. Эта группа ЛКМ отличается влагостойкостью, износоустойчивостью, способностью хорошо выдерживать механические воздействия, высокой скоростью высыхания (8 часов). Полиуретановые материалы могут быть прозрачными, полуглянцевыми. Ими покрывают паркет, здания — снаружи, внутри.

Не так давно было налажено производство полиуретановых лаков, имеющих водную основу. Они отличаются превосходными качествами акриловых и уретановых видов — экологической чистотой и максимальной стойкостью к истиранию. Упрочняющие добавки, введенные в состав, гарантируют больший срок службы этих материалов.

Алкидно-уретановые, или яхтные лаки применяют для любых деревянных поверхностей: для мебели, пола, небольших предметов. Они образуют высокопрочный слой, к тому же быстро высыхают, не имеют неприятного запаха. Срок службы их выше, чем у простого алкидного вида, практически вдвое.

Яхтная разновидность алкидного лака способна без проблем переносить обработку моющими и чистящими средствами. Недостатки — неприятный запах, высокая цена, однако прочность защиты, надежность продукта высокую стоимость полностью оправдывают.

Акриловые (акрилатные), акрил-уретановые

Эти лакокрасочные материалы относятся к водорастворимому виду, их считают универсальными: экологичными, пожаробезопасными, паропроницаемыми, а потому подходящими для любых работ. Однако чаще их все же используют внутри помещений, так как повышенную влажность и перепады температур акриловые материалы выдерживают не слишком хорошо.

Благодаря воде-основе они не отличаются густотой, поэтому расход их минимален. Но последнее преимущество часто превращается в недостаток: из-за небольшой прочности акрилового покрытия профессионалы советуют наносить несколько слоев. Такая операция увеличивает время на сушку, поэтому ориентироваться приходится на более длительный срок высыхания: он составляет около 2 недель.

Читайте также:  Антигрибковая грунтовка: виды и преимущества использования (+23 фото)

Акрил-уретановые лаки отличаются отличной адгезией, могут разводиться водой, не имеют неприятного запаха, совершенно безопасны. Эти материалы чаще используют для внутренних работ: например, для отделки «особо мокрых» зданий — бань, саун.

Нитролаки (нитроцеллюлозные)

Эти смеси отличаются недостаточной стойкостью к ультрафиолету, поэтому их применение ограничивается только внутренними работами. Нитролаки способны проникать глубоко внутрь древесины, поэтому обеспечивают поверхности хорошую защиту.

Главное преимущество нитроцеллюлозных материалов — высочайшая скорость высыхания. Для готовности покрытия требуется всего несколько часов (3-5). Недостаток — токсичность состава, его растворителей. Поэтому для работы с нитролаками обязательно нужен респиратор.

Полиэфирные

Эта разновидность отличается многокомпонентностью, а основа ее — полиэфирная смола. Другая особенность — способ нанесения: для обработки поверхностей этими лаками используют специальный пистолет. В результате действий получается защитная пленка, которая противостоит влаге, нагреву, различным реагентам. Полиэфирными материалами обрабатывают те предметы, которым необходим глянцевый блеск: например, мебель, музыкальные инструменты.

Эпоксидные

В этих материалах, изготовленных из эпоксидной смолы, привлекательна прочность, устойчивость к влаге, механическим воздействиям. Их используют в роли покрытий для деревянных дверей, паркета, других покрытий пола. Эпоксидные лаки идеальны для поверхностей, которые испытывают повышенные нагрузки. В быту они нередко становятся компонентом самодельных клеевых составов, шпаклевок.

Спиртовые (политуры)

Эта продукция сейчас выпускается в небольших количествах, так как используется преимущественно для производства музыкальных инструментов, реже — для мебели. Их состав — этиловый спирт и смола. Высыхают лаки за 20-30 минут, такие покрытия удобно и быстро полировать, однако влажность для них все же остается серьезной угрозой.

Назначение лаков

Все материалы делятся на те, что применяют для наружных работ (атмосферостойкие) и те, что используют только внутри помещений. Однако есть виды универсальные. В зависимости от назначения ЛКМ бывают трех типов.

  1. Паркетные. Их наносят на паркет или иные деревянные покрытия. В эту группу входит акриловая, акрил-уретановая, алкидно-уретановая продукция, потому что основные требования к этим материалам — износостойкость, устойчивость к влаге.
  2. Мебельные. В эту категорию входят лаки, наносящиеся на мебель, деревянные декоративные предметы, а также на музыкальные инструменты. К ним относятся акриловые, алкидные, эпоксидные, спиртовые и другие разновидности.
  3. Атмосферостойкие — предназначенные для наружной отделки дерева. Они обязаны быть устойчивыми к осадкам, к ультрафиолету. К атмосфероустойчивым относятся алкидные лаки, акрил- и алкидно-уретановые разновидности. Их используют для защиты домов, хозяйственных построек, дверей, окон, лодок и яхт.

Если говорить о самой универсальной разновидности, то это, без всякого сомнения, полиуретановый состав, который применяют не только для дерева, но и для бетона, бетонной плитки, камня, кирпича и металла. Сейчас производят большое количество марок полиуретанового лака, предназначены они для совершенно разных материалов и работ.

Лаки: зависимость от работ

Выбор лака для дерева зависит от того, где именно находится обрабатываемая поверхность. Покрытие лаком не только гарантия ее декоративности. Гораздо больше ценятся защитные качества ЛКМ.

Для работ в помещении

Есть специальные составы для паркета, мебели, есть лаки-универсалы. Наиболее требовательно к выбору защитного состава напольное покрытие, испытывающее колоссальную, постоянную нагрузку. По этой причине каждая комната нуждается в своей разновидности материала.

Например, максимально большая проходимость всегда в коридоре, кухне, гостиной. Для этих помещений необходим наиболее качественный материал. В спальне, наоборот, нагрузка на паркет будет минимальной. Для помещений с большой нагрузкой рекомендуют выбрать алкидные, полиуретановые покрытия, а для остальных — водорастворимую продукцию.

Для обработки мебели более важно сохранение натурального вида древесины, поэтому чаще используют полиуретановый лак. Однако допускается защита акриловыми, алкидными, спиртовыми или масляными составами. Но в последнем случае необходимо знать, что через некоторое время поверхность немного потемнеет.

Быстросохнущие лаки, покупаемые для обработки мебели, более предпочтительны. Для нее рекомендуют наносить не менее двух слоев лака, для напольного покрытия необходимый минимум — 3. Точное время сушки каждого из них можно узнать, прочитав рекомендации производителя.

Для наружного применения

Для защиты конструкции более важна максимальная защита. Материал должен гарантировать стойкость к внешним условиям, к механическим повреждениям. В этом случае оптимальными будут три варианта, которые рекомендованы именно для наружной обработки. Это алкидные, полиуретановые либо алкидно-уретановые составы.

Работа с лаком внутри помещений

Перед нанесением лака поверхность необходимо тщательно отшлифовать, затем очистить ее от оставшихся частичек и пыли, так как в противном случае на ней останутся некрасивые бугорки. Все отверстия (например, от гвоздей) сначала шпаклюют, затем шлифуют.

Следующий этап — нанесение грунтовочного лака. Особенно эта операция важна перед лакированием паркета. Грунтовка обеспечит лучшее сцепление основного материала с поверхностью, уберет оставшиеся частички пыли, дополнительно защитит древесину от влаги. Чтобы выбор был корректным, необходимо следовать нескольким правилам.

  1. Первый этап перед грунтовочными работами — проверка состава на небольшом участке напольного покрытия. Так можно установить, как действует состав на древесину.
  2. Не менее важна совместимость грунтовочного лака с основным. Например, если решено использовать водорастворимый лак, то таким же должен быть и грунтовочный материал.
  3. Сушка грунтовки занимает от 15 минут до 3 часов, поэтому в любом случае этот процесс не отнимет много времени, поскольку большинство основных лаков сохнет гораздо дольше.
  4. Наносят грунтовочный лак на очищенный материал вдоль волокон, равномерно. Главная рекомендация — полное соответствие. Грунтовочный и основной материал должен быть одного производителя. В этом случае есть гарантия, что неприятных «сюрпризов» (например, засохших пузырьков) не будет.

Грунт и основной лак наносят либо вручную — валиком, широкой кистью, либо пульверизатором. Время на высыхание разным составам нужно свое. Самые быстрые лаки (на спиртовой основе) требуют от мастера скорости, так как они начинают схватываться уже спустя 10-15 минут. «Медленные» составы (на водной основе) сохнут от нескольких часов до нескольких суток. Срок, указанный на упаковке продукции, — время, которое необходимо выждать до нанесения следующего слоя.

Чтобы улучшить вид древесины, придать тон или усилить рисунок, используют колерованный лак, морилку. Последнюю жидкость выпускают на водной, восковой, органической или спиртовой основе. Ее задача — сделать рисунок более выразительным, контрастным.

Выбор лака для дерева: важные критерии

Чтобы надежно защитить деревянные поверхности, надо знать, какие требования к лакокрасочной продукции нужно предъявлять. Лак обязан иметь несколько главных качеств, к ним относится:

  1. Износостойкость. Для разных поверхностей всегда выбирают «свой» материал. Например, для деревянных полов важно оценить уровень предполагаемой нагрузки. Если она будет невысокой, то хозяевам достаточно приобрести обычный лак. Однако большое количество мебели, такая же проходимость (например, в прихожих) — условия, вынуждающие выбирать материал, имеющий повышенную износостойкость.
  2. Цвет или прозрачность. Если деревянная поверхность имеет небольшие дефекты, то покупают цветной материал, либо добавляют пигмент в бесцветный лак. Незначительная доля красящего вещества сохранит прозрачность, но придаст дереву легкий оттенок. Бесцветные составы рекомендуют наносить на элементы идеального качества. Это возможность сохранить структуру, вид натурального материала.
  3. Компоненты в составе. Все лаки делятся на одно- и двухкомпонентные ЛКМ. В первом случае растворитель испаряется, а оставшийся материал образует прочную пленку. В двухкомпонентных материалах в реакцию вступают два ингредиента — растворитель и отвердитель. Благодаря ей гарантируется более надежная защита дерева.

Не менее важен запах, вернее, его отсутствие. Тяжелые, резкие «ароматы» пагубно скажутся на самочувствии людей и животных, поэтому не все виды рекомендуются использовать для жилых помещений. Для внутренних работ самым оптимальным вариантом будут лаки на водной основе. Для наружной отделки подойдет любая продукции.

Другие характеристики

К ним относятся:

  1. Блеск. С помощью материала можно получить как матовую, так и глянцевую поверхность. В этом случае выбор лака для дерева зависит от предпочтений хозяев. Глянец придает поверхности объем, а матовые лаки лучше подчеркивают текстуру древесины.
  2. Пожаробезопасность. Термостойкий лак следует выбирать, если существует риск возгорания поверхностей. Особенно необходима защита тем помещениям, где расположены электрические нагревательные приборы.
  3. Период высыхания. Многие ЛКМ могут сохнуть очень продолжительное время, другим достаточно часа. Поэтому лак надо выбирать в зависимости от обрабатываемой поверхности.
  4. Экологичность — обязательное требование для помещений, особенно когда предстоит обработка дерева в детских комнатах. В этом случае вариант один — лаки на водной основе.

Выбор лака для дерева при нынешнем изобилии — задача непростая, особенно когда речь идет о наружной отделке здания. Если планируется покупка материала для обработки древесины внутри помещений, то лучшим претендентом все-таки остается лак на водной основе. Данные составы абсолютно безопасны, но вместе с тем имеют хорошие технические характеристики, гарантируют эстетичность и долговечность покрытия.

Чтобы узнать еще немного информации насчет обработки дерева, лучше посмотреть это видео:

Приготовление эмалей и лаков, определение их вязкости

Коктейли бывают разные, и далеко не все они предназначены для приема «на грудь». Краски и лаки, которые мы используем для восстановления лакокрасочного покрытия автомобиля, – это ведь, по сути, тоже коктейли — правильно приготовленные смеси из нескольких ингредиентов. И коль мы стремимся к тому, чтобы восстановленная машина (крыло, дверь) после ремонта сверкала ярче новой, а краска лежала ровно, то и наш «окрасочный коктейль» должен быть приготовлен грамотно, с толком и расстановкой, а не состряпан абы как.

Сегодня вы узнаете

Ингредиенты

Прежде всего определимся с типом нашего «покрасочного коктейля»: будет ли это обычная акриловая эмаль (что менее вероятно), либо же краска типа «металлик» или «перламутр» (скорее всего).

Обычная акриловая эмаль — двухкомпонентная, с отвердителем. «Набор ингредиентов» для таких материалов состоит из трех банок. Например, литр краски, пол-литра отвердителя и 100-150 мл разбавителя. То есть, покупая литр краски, реально вы получаете около 1,6-1,7 литра разбавленной краски.

Это надо учитывать на подборе краски: некоторые лаборатории указывают цены за «густую» краску, а некоторые — за «разведенку». Разница, как вы сами понимаете, огромная.

В случае с «металликом» базовая краска обязательно покрывается сверху прозрачным лаком — без него эффектные покрытия выглядят невзрачно, да и стойкость к атмосферным воздействиям у двухслойных покрытий намного выше. Прозрачный лак, также как и акриловая эмаль — двухкомпонентный, с отвердителем. А вот к «базе» отвердитель не нужен — она однокомпонентна.

Таким образом «комплект» для двухслойных покрытий состоит уже из пяти банок. Например, литр «базы», 500-700 мл разбавителя для нее, литр прозрачного покровного лака, пол-литра отвердителя и 100-150 мл разбавителя для лака — всего 3,3 литра! При этом самой разведенной краски больше не стало, те же 1,7 литра.

Делаем замес

Прежде чем заправить пистолет, следует смешать составляющие приобретенной краски.

Для правильного смешивания компонентов, при котором получается окрасочный материал требуемой вязкости, необходимо выполнить следующие условия.

Посуда

Важно, чтобы тара, в которой мы проводим смешивание, была строго цилиндрической формы (плоское дно и вертикальные стенки). Только в такой таре можно равномерно перемешивать компоненты и корректно отмерять их количество.

Лучше, если это будет специальная мерная посуда в виде прозрачной пластиковой банки с крышкой. На такие банки нанесена разметка, позволяющая смешивать материалы в необходимом объемном соотношении (1:1, 2:1, 3:1, 4:1, 5:1 и т.д.).

Мерные емкости выпускаются разных объемов, начиная от 100 мл и чуть ли не до полуведра

Также для дозирования и перемешивания ЛКМ удобно пользоваться специальной линейкой с метками, определяющей объемные доли компонентов.

Наливаем основу в цилиндрическую посуду до определенного деления, а после до нужной отметки доливаем отвердитель (если добавляется), затем растворитель. Все той же линейкой перемешали — и готово. Нередко мерная линейка продается вместе с комплектом краски, а на всех фирменных банках указаны пропорции согласно этим линейкам.

Необходимое количество компонентов удобно отмерять с помощью мерной линейки. Затем той же линейкой поболтал — и готово

Пропорции

При том изобилии, которое воцарилось на лакокрасочном рынке, дать, как говорится, один рецепт на все случаи жизни невозможно по определению. Да и не нужно этого делать. Есть TDS — остальное сами знаете от кого.

Тем не менее, обозначить некоторые общие ориентиры было бы полезно. В принципе, мы уже говорили о них немного выше: в двухкомпонентные продукты обычно добавляется до 50% отвердителя и 10-20% разбавителя. Степень разбавления базовых эмалей колеблется, как правило, в пределах 50-80%. Ну а точные пропорции смотрите уже в инструкции к конкретному продукту: все баночные лаки и эмали имеют указания в виде пиктограмм, которые информируют, в какой пропорции нужно развести краску с отвердителем (если материал двухкомпонентный) и разбавителем.

Напоминаем: в однокомпонетные материалы (алкиды, базовые эмали, 1К-грунты) добавляется только разбавитель; в двухкомпонентные материалы (акриловые эмали и лаки, 2К-грунты) сначала добавляется отвердитель, затем смесь доводится до нужной вязкости разбавителем.

Если же вы заказываете краску на подборе в лаборатории, то вам выдадут комплект компонентов (обычно заказывают комплектом), смешав которые вы получите готовый к применению материал с рабочей вязкостью — как говорится, «под распылитель». Либо выдадут уже разведенную краску (естественно, это касается только базы, поскольку время жизни двухкомпонентных материалов после смешивания строго ограничено).

Добавки

Описание рецептов приготовления лакокрасочных коктейлей было бы неполным без упоминания о добавках — материалах, применяющихся для изменения отдельно взятых характеристик эмалей, лаков или грунтов.

Например, для создания шероховатой поверхности — очень часто так окрашиваются пластиковые бамперы внедорожников — существуют структурные добавки разной степени зернистости. И вообще, чтобы краска на пластике не трескалась, в нее обязательно добавляется 20-40% пластификатора. Есть матирующие эластификаторы, разработанные для снижения степени блеска и окраски пластиковых деталей типа боковых накладок автомобилей Mercedes-Benz.

При покраске эффектными двухслойными покрытиями эти добавки нужно подмешивать к покровному лаку (пластификатор рекомендуется добавлять еще и в грунт-наполнитель). Подробнее о добавках и их применении читайте здесь.

Измеряем вязкость

Любой маляр должен уметь контролировать такой жизненно важный показатель, как вязкость. Зачем? Чтобы она соответствовала рекомендованному значению. Опять же, зачем? Чтобы равномерно нанести материал на поверхность, и получить покрытие необходимой толщины с запланированными свойствами — красивое и прочное.

«Вязкость» (от лат. viscosus — липкий, клейкий) — величина, характеризующая текучесть жидкости.

Зачем?

Подробнее — на примере грунта-наполнителя. Поверхность, которую мы им покрываем, имеет различного рода микронеровности, оставшиеся после подготовки (шлифовальные риски, поры и т.д.). Иными словами — выступы и углубления. От самой глубокой до самой высокой точки — примерно 50 микрон.

Так вот, если мы нанесем на эту поверхность слишком жидкий наполнитель, его тонкая пленка будет не в состоянии перекрыть эти неровности, да еще и с запасом на шлифовку (по аналогии: если положить на дно банки камушки и налить воды, не покрывая камни «с головой»). В результате поверхность останется неровной, а материал, по большому счету, потрачен зря. Приходится делать лишнюю работу — повторно наносить наполнитель, затрачивая на ремонт в два раза больше времени.

Читайте также:  Грунтовка из ПВА: приготовление состава и применение (?+2 видео)

Возьмем обратную ситуацию с нанесением слишком густого наполнителя. Казалось бы, здесь проблем уж точно не должно быть. Как бы не так. Слишком густой и нетекучий наполнитель, опять-таки, не сможет толком заполнить все микронеровности — его проникающая способность слишком низкая и он попросту не способен затечь в эти маленькие углубления (как футбольный мяч не может упасть в лунку для гольфа).

Покрытие получается неплотное, плохо сцепленное с поверхностью, и в дальнейшем наполнитель начинает отслаиваться. Не слишком радужная перспектива, но и на этом неприятности не заканчиваются. Слишком густой наполнитель не сможет растечься по поверхности гладким слоем, образуется повышенная шагрень, что приводит к мучениям и перерасходу материалов при шлифовке.

И это только грунт-наполнитель! Что уж говорить про краски и лаки. Глянец, оттенок, фактура и адгезия опять же… Все это напрямую зависит от вязкости.

Кто-то спросит: «А что, если развести пожиже, чтобы везде затекло, хорошо сцепилось и растеклось гладко, а нанести потолще, чтобы был запас для выравнивания шлифовкой? Чем толще — тем лучше защита!»

Не советуем. Толстый слой жидкого материала содержит большое количество растворителя — покрытие будет очень долго отвердевать (до полного высыхания не часы и не дни — месяцы), а нанесенная поверх не высохшего грунта эмаль может привести к сморщиванию покрытия и нарушению адгезии между краской и грунтом. Кроме того, повышается вероятность возникновения такого неприятного дефекта, как «кипение» и множества других.

Итак, уметь контролировать вязкость необходимо. Возникает вопрос: как?

В обиходе измерение вязкости чаще всего выглядит следующим образом: маляр берет какой-либо длинный предмет (скажем, отвертку), обмакивает ее в банку с приготовленной краской и по одному ему известным признакам определяет, оптимальна ли вязкость или нужно разбавить еще. Грубо говоря, если нравится, как смесь стекает с отвертки — отлично, идем красить. Если не нравится — делаем жиже, добавляя растворитель, или гуще, добавляя основной продукт и отвердитель (если добавляется).

Должны сказать, что такой способ если и хорош, то только для профессионалов с очень большим практическим стажем. Уж они-то, что называется, кожей чувствуют лакокрасочный материал. А что делать малярам-новичкам, тем, у кого опыта не так много?

Из школьного курса физики мы помним, что вязкость обычно измеряется в паскаль-секундах (динамическая вязкость) или в квадратных метрах в секунду (кинематическая вязкость). Также известно, что методы определения истинных вязкостных свойств жидкостей довольно сложны, а значит — непригодны для применения в условиях ремонтных мастерских. Поэтому в обращение и было введено такое понятие, как «условная вязкость».

Определение условной вязкости сводится к измерению времени (в секундах) истечения определенного объема жидкости (100 мл) из воронки через отверстие определенного диаметра (обычно 4 мм).

Так что не удивляйтесь, увидев на банке с эмалью надпись: «рабочая вязкость 22-24 с». Это всего лишь значит, что материал следует разбавлять до условной вязкости 22-24 с, которая определяется при помощи специального устройства — вискозиметра, представляющего собой цилиндрическую мерную емкость объемом 100 см³ с конической нижней частью и отверстием в ней.

Наиболее распространенным для измерения вязкости лакокрасочных материалов является вискозиметр стандарта DIN4 — с диаметром калиброванного отверстия 4 мм. В нашем стандарте он называется ВЗ-4. Также может применяться воронка ВЗ-246, только у нее сопла сменные — с диаметрами 2, 4 и 6 мм.

Вискозиметр DIN4. В нашем стандарте — ВЗ-4

Зарубежные производители ЛКМ для измерения вязкости своих продуктов могут рекомендовать и другие приборы, например — вискозиметр Ford #4 (диаметр сопла 1/6 дюйма или примерно 4,2 мм), некоторые фирмы могут рекомендовать и свои собственные устройства.

На практике с равным успехом можно пользоваться любым из них: построены все эти приборы по одному принципу, а для пересчета показаний существуют специальные графики и номограммы. На точности измерений это никак не скажется, погрешность нивелируется допустимым разбросом рабочей вязкости.

Как же пользоваться вискозиметром? Примерная схема такова. Закрепляем вискозиметр в вертикальном положении, ставим под него чистую емкость объемом больше 100 мл, закрываем сливное отверстие вискозиметра и наливаем в него лакокрасочный материал вровень с краями. Жидкости даем немного отстояться, чтобы из нее вышли все пузырьки воздуха, а образовавшуюся пену можно снять ножом или стеклянной палочкой.

Затем открываем сливное отверстие и одновременно включаем секундомер. Заканчиваем измерение, когда жидкость прекращает течь непрерывной струей и приобретает капельный характер. Зафиксированное на секундомере время в секундах и есть условная вязкость измеряемой жидкости. К примеру, вязкость воды при 20 °С по DIN4 — 13 секунд.

Вязкость — важнейший показатель. Она определяет расход материала, оптимальный режим его нанесения, а также свойства получаемого покрытия.

Добавим, что измерения необходимо проводить при температуре 20±0,5°С. Отклонения от этой температуры чреваты неточными измерениями, так как при повышении температуры вязкость материала понижается, он становится более текучим, а при понижении, наоборот, повышается.

Средняя рабочая вязкость при 20 ºC по DIN4 составляет:

  • для акриловых эмалей — 18-20 секунд;
  • базовых эмалей — 16-17 секунд;
  • лаков — 18-20 секунд;
  • 2К-грунтов — 20-22 секунд;
  • жидких шпатлевок — до 30 секунд.

Точные рекомендации смотрите в инструкции к продукту. Допустим, указанная вязкость — 22 секунды. Если краска вытекала дольше, значит ее вязкость выше нормы и ее необходимо еще немного разбавить.

Кстати, сами разбавители бывают «медленными» и «быстрыми» — в зависимости от скорости испарения и температурных условий, при которых они должны применяться. Так, при пониженных температурах стоит применять более «быстрые» разбавители, при работе в жару — «медленные». В стандартных температурных условиях (18-25°C), соответственно, стандартный. Подробнее об этом — здесь.

Фильтруем

Приготовленный лакокрасочный материал перед заправкой в бачок краскопульта должен быть непременно отфильтрован, так как в нем могут содержаться посторонние включения, угодившие туда в процессе приготовления, сгустки и т.д. В противном случае гарантировать получение качественной поверхности нельзя, ибо весь этот мусор в конечном итоге может оказаться на окрашиваемой поверхности.

Для фильтрации удобно использовать одноразовые бумажные воронки с фильтрующей нейлоновой вставкой (размер ячейки, как правило, 190 микрон). Вставил воронку прямо в бачок, процедил — готово, можно красить!

Заправку бачка для краски производим только с использованием фильтрующей воронки

Основные ошибки

Добиваться стабильно высокого качества выполняемых работ можно только при соблюдении технологических рекомендаций по применению тех или иных материалов. Другого пути у тех, кто хочет ремонтировать современные автомобили и ремонтировать качественно, просто нет.

А между тем, игнорирование технологических требований остается основной (!) причиной дефектов и ошибок. Как говорится, «…уж сколько раз твердили миру»…

Но «свободные нравы» всегда были и будут: краскопульт настраиваем «на слух», краску смешиваем «на глаз», забываем о строго определенных «сроках жизни» приготовленных к использованию продуктов.

Например, за час лак меняет вязкость в среднем на 100%. Он густеет. До обеда мы его размешали, измерили вязкость — 20, довольные ушли трапезничать, возвращаемся минут через 50, а у него уже все 40! Само-собой, применять материал уже нельзя. Но часто ли кто-нибудь считается с подобной «мелочью»?

Часто ли кто-нибудь помнит о том, что материал, в который мы недолили отвердителя, уже не сможет толком отвердеть, как его ни суши. Акриловые двухкомпонентные материалы ведь как отверждаются: за счет химической реакции между акриловым связующим (основой) и веществом для сшивания молекул — полиизоцианатом (отвердителем). И только производитель ЛКМ может знать, какое количество звеньев -N=C=O (присутствующих в отвердителе) необходимо для реакции с определенным количеством звеньев OH (находящихся в составе основы) и превращения материала в прочную полимерную пленку (подробнее об этом здесь).

Вот и получается, что если мы наливаем недостаточно отвердителя, для корректного отверждения пленки просто не хватает сшивающего материала. Покрытие получается мягким, неотвержденным.

Обратная ситуация — с избытком отвердителя (и, соответственно, излишком звеньев -N=C=O) имеет противоположный эффект — покрытие получается слишком твердым, но при этом неэластичным, сильно подверженным отслаиванию, растрескиванию, возникновению сколов.

Так что если на банке лака написано разбавлять в пропорции 2:1, то нужно не полениться отмерить строго две части лака и одну часть отвердителя. Ни больше, ни меньше.

Корректная полимеризация двухкомпонентных материалов возможна только при соблюдении правильных пропорций смешивания с отвердителем

Ну а то, что отверждать акриловые материалы можно только оригинальными отвердителями — вообще обсуждению не подлежит. В акриловых системах сополимер и полиизоцианат тщательно подбираются друг к другу, и если мы возьмем отвердитель от другого лака или другого производителя — получим другой полимер с совершенно иными свойствами.

Банка с остатками отвердителя должна быть плотно закрытой, так как отвердитель реагирует с воздушной влагой, в результате чего происходит его помутнение и выпадение кристаллов, иногда гелеобразование. Чтобы воздух не поступал в частично использованную банку с отвердителем, рекомендуется переворачивать ее и ставить на крышку, и в таком положении хранить.

Экономить на разбавителе при покупке фирменной краски также не стоит: дорогая краска помутнеет, и это быстро отобьет охоту к подобным экспериментам.

Хороший мастер, которому небезразлично то, чем он занимается, все подобные рекомендации должен хорошо знать. Он должен иметь под рукой всю технологическую документацию и уметь читать пиктограммы, чтобы знать, где, как и какой именно продукт применить.

Итак, все вышеописанные действия были последовательно и добросовестно выполнены. Базовая краска приготовлена с рекомендованным количеством разбавителя, тщательно перемешана, отфильтрована и залита в бачок краскопульта. Теперь главное не забыть сделать тест-напыл, чтобы убедиться, что краскопульт распыляет лакокрасочный материал равномерно. Подробнее об этом — в следующей статье.

20 советов по нанесению водного лака.

1. Прогрунтуйте деревянную поверхность. Грунтование нужно осуществлять специальной водной грунтовкой либо тонированной пропиткой. Это сократит расход лака и позволит получить более ровный верхний слой.

2. Для получения «зеркального» покрытия перед грунтованием используйте метод мокрого шлифования. Отшлифовуйте древесину, предварительно хорошо смоченную водой, и дайте ей высохнуть.

3. Шлифуйте мелкой шкуркой каждый слой водного лака , кроме заключительного верхнего. Это поможет получить зеркально ровную поверхность.

4. При выборе лака учитывайте, что если окрашиваемая вами поверхность имеет дефекты и неровности, глянцевый лак подчеркивает их, а матовый лак скрывает.

5. Водный лак можно использовать для обновления ранее окрашенной поверхности. Для этого предыдущий лаковый слой прошкурьте и обезжирьте водным мыльным раствором.

6. Для разведения водного лака используйте чистую воду, не добавляйте в водный лак органические растворители.

7. Не смешивайте водный лак с олифой, с лаками на основе растворителей либо с другими видами водных лакокрасочных материалов.

8. При открытии банки тонированного лака, сверху он может иметь разнородный оттенок. Поэтому перед применением тонированный лак тщательно перемешайте, чтобы цвет равномерно распределился по объему.

9. Не разводите лак водой более чем на 10%. Иначе это ведет к поднятию структуры древесины.

10. Если вы разводите лак водой, смешиваете лаки разных оттенков, рассчитывайте, чтобы готового материала хватило на весь слой, а лучше на все изделие. Иначе при докрашивании вы можете получить другой оттенок.

11. Не наносите водный лак при низкой влажности воздуха (ниже 50%). При такой влажности лак быстро высыхает, и это может привести к возникновению дефектов.

12. У лаков на водной основе происходит постепенное возрастание твердости и стойкости к слипанию. Поэтому не штабелируйте готовые изделия друг на друга в течение первых нескольких суток. При штабелировании используйте полиэтиленовые прокладки.

13. Не наносите водный лак на жирную поверхность. Если на дереве имеются жирные пятна, тщательно промойте их мыльным раствором и дайте древесине высохнуть.

14. Если вы хотите слегка подтонировать дерево, т.е. придать ему благородный оттенок, нанесите тонирующую пропитку и сверху бесцветный лак, либо лак с добавлением в него 5% пропитки. При таком способе самостоятельного тонирования водного лака используйте только пропитки на водной основе.

15. При нанесении тонированного лака следите за равномерностью толщины слоя. Более толстый слой на кромочных участках либо на стыках при проходах кистью дает более темный оттенок.

16. Тонированный лак лучше наносить распылением, а при ручном нанесении — тампоном. Это позволяет получать тонкие слои более равномерной толщины, чем при нанесении кистью и валиком, и соответственно более равномерно окрашенное изделие.

17. Более однородную по цвету поверхность даст несколько тонких слоев тонированного лака, чем один толстый слой.

18. Для придания визуального эффекта большей толщины лакокрасочного слоя и большей глубины цвета наносите темный нижний слой тонированного лака, а верхний – бесцветный либо светлый, чуть подтонированный.

19. Если вы окрашиваете изделие, ранее уже окрашенное тонированным лаком и имеющее «проплешины», финишное покрытие может также оказаться неравномерным, т.е. на нем также будут просвечиваться более темные и более светлые участки. Чтобы избежать этого дефекта, полностью сошкурьте предыдущий слой лака и окрасьте очищенную древесину, либо наносите тонированный лак из темной палитры.

20. Тот же эффект может возникнуть при окрашивании тонированным лаком ранее лакированной бесцветным лаком поверхности, имеющей «проплешины», на которых слой лака отсутствует. В этом случае для выравнивания впитывающей способности загрунтуйте всю окрашиваемую поверхность двумя слоями бесцветной пропитки либо слоем бесцветного лака, и на загрунтованную поверхность наносите тонированный лак.

Строго следуйте этим простым советам профессионалов и вы избежите проблем с нанесением водного лака .

В статье использованы фотографии с сайтов: http://www.ataman-mebel.ru/ и www.elle.ru, ссылки не активны.

Добавлено: 20.01.2015 11:37:41

Еще статьи в рубрике Современные технологии строительства и ремонта:

  • Понятие, разновидности и технологии изготовления опалубки.

Невозможно представить себе современного строительства без монолитного, а его не могло бы быть без опалубок разного вида. .

Укладка тротуарной плитки

Перед тем как начинать укладку тротуарной плитки надо определить: форму плитки, вариант цветового решения или состав композиции цветов, назначение участка (парковка, .

Ремонт лестничных ступеней

Методика замены ступеней зависит от конструкции лестницы. Так, заменить ступень в лестницах с тетивами довольно сложно. Тетивы прижимают ступени с двух .

    Отделка фасада искусственным камнем

    Из всех естественных природных материалов натуральный камень имеет наибольшее число искусных имитаций, с которыми каждый из нас встречался неоднократно. Но мало .

    Наливные полы

    Наливные полы в строительстве применяются относительно недавно, однако уже успели завоевать популярность. .

    О ремонте и выборе подрядчика

    Прежде чем начать ремонт в квартире, коттедже или офисе, следует узнать о строительно-ремонтных работах как можно больше. Это поможет спланировать весь .

Добавить комментарий