Краска для ткани: виды и особенности использования (+22 фото)

Красители для ткани и правила окрашивания текстильных изделий

Покраской тканей человечество занималось с давних времен. Самым простейшим способом было оставить материал на ночь в чане с отваренными листьями или корневищами различных растений. Получавшиеся при этом грязно-желтые и коричневые оттенки назывались цветами бедноты из-за их доступности.

Богатые и знатные люди предпочитали в нарядах и интерьере яркую расцветку. Так, редкий пурпур повсеместно считался прерогативой царских династий.

Область применения

Окрашивание тканей используют в различных отраслях:

  • Мебельной промышленности. Уникальная обивка дивана или стульев часто является предметом гордости хозяев.
  • В fashion индустрии. Каждый год модельеры демонстрируют нам с подиумов модные цвета нового сезона.
  • Создании предметов интерьера. Различные панно, скатерти, картины, гардины вносят свою изюминку в дизайн помещения.

В домашних условиях нередко вылинявшей или потёртой вещи дают новую жизнь с помощью красок. Рукодельницы используют различные пигменты для росписи декоративных салфеток и аксессуаров к одежде.

Виды красителей

Прошли те времена, когда в Иране за ввоз искусственных красителей отрубали правую руку. Теперь даже на родине растения индиго активно синтезируют синий пигмент для окраски джинсовой ткани.

По своему составу принято разделять красители на:

  • Акриловые
  • Анилиновые
  • Штемпельные
  • Пластизольные
  • Натуральные

Выбор определенной краски зависит от цели использования и состава материала. Для однородного окрашивания лучше всего подойдут натуральные и анилиновые красители, а для рисования на ткани – светящиеся и акриловые.

Акриловые краски

Наиболее популярными для шелка, шерстяных и хлопковых тканей на сегодняшний день являются акриловые красители. Ими удобно наносить как небольшие точечные изображения, так и создавать целые шедевры. Эффектные панно, небольшие салфетки или оригинальные кофточки могут стать предметом вашей гордости.

Техника росписи акриловыми красками идентична рисованию акварелью или гуашью. Нанесите на ткань изображение карандашом или специальным маркером, а затем воспользуйтесь кистью из натурального ворса. Чтобы не выходить за границы рисунка воспользуйтесь бесцветным контуром.

Для рисования на ткани используют акриловые краски на водно-дисперсионной основе. Они не имеют запаха и хорошо разводятся водой. После полного высыхания они становятся водостойкими и несмываемыми с ткани. Правда, во избежание появления разводов, стирать такие вещи рекомендуется вручную, при температуре воды не выше 40 градусов.

Выпускают акриловые красители в следующих видах:

  • В тюбиках. Наиболее экономный форм-фактор. Позволяет надолго сохранять свежесть краски.
  • В баллончиках. Аэрозольная краска используется для окрашивания больших участков ткани. Следует учесть, что сам материал приобретает при этом жесткость и перестает растягиваться.
  • Спрей. В отличие от аэрозольного, краситель разбрызгивается капельным путем. Не является взрывоопасным, поскольку внутри отсутствует давление.

Лучшие производители акриловых красок:

  • Simplicol (Симпликол)
  • Decola (Декола)
  • Marabu (Марабу)
  • Dylon (Дилон)

Анилиновые краски

Данная разновидность красителей выпускается в виде порошка или жидкости. Подходит для однотонного окрашивания натуральных тканей.

Как правило, плохо поддаются перекрашиванию синтетические ткани или смешанные, имеющие в составе более 60% искусственных нитей.

Стандартная последовательность работы с данными красками такова:

  1. Пигмент растворяют в большом объеме жидкости. Пропорция составляет 1:30 или 1:40 по отношению к весу окрашиваемой ткани. Так, для футболки весом 100 гр. используют 3-4 литра красящей жидкости.
  2. Ткань погружается в состав и проваривается при температуре 95 градусов. Чем дольше процесс – тем темнее будет окрас.
  3. В конце варки добавляется 2-5 ст. л. соли для закрепления краски.
  4. Если вы красите шерсть – добавьте в воду еще пару ложек уксуса. Если хлопковую ткань – то соду.
  5. Не забудьте сполоснуть вещь после окраски. Следующие 3-4 стирки ткань может линять, поэтому стирайте ее отдельно от светлых и марких вещей.

Приведенный вариант окрашивания напоминает стиль батик. Анилиновыми красителями можно добиться и других эффектов на ткани:

  • Градиент. Ткань постепенно опускают в чан с красителем спустя равные по времени промежутки. Тогда находящийся полчаса на окраске участок материала будет темнее того, который пробыл в жидкости всего 10 минут.
  • Разводы. В 90-х годах таким способом в домашних условиях красили джинсы. Ткань скручивают, как если бы хотели выжать, и перевязывают веревкой. В таком виде материал подвергается провариванию.
  • Узелковое. Небольшие пуговицы или монеты накрываются тканью и обматываются нитками. После окраски на материале остаются характерные следы в виде лучиков.

Штемпельные краски

Штемпельные краски применяют в гостиничном бизнесе и прачечных для маркировки постельного белья, полотенец и других расходных материалов из ткани. Химический состав их разнообразен:

  • На спиртовой основе. Быстро сохнет. Выдерживает действие отбеливателей и кипячение.
  • На водно-глицериновой основе. Быстро впитывается, не пачкает руки. Выдерживает температуры до 70 градусов. Часто используемый цвет – черный.
  • На масляной основе. Стойкая краска. Сохнет медленно после нанесения.
  • Бесцветные. Невидимы при обычном освещении. Проявляют себя под воздействием ультрафиолета. Используют для скрытой маркировки.

Пластизольные краски

Светящиеся рисунки на одежде и кроссовках часто встречаются у людей, тусующихся в клубах.

Уникальные изображения наносятся специальными флуоресцирующими красками на основе пластизола.

В продаже имеются следующие виды:

  • Светящиеся в темноте и под УФ-излучением.
  • Светящиеся только под воздействием УФ-излучения.

Также различают видимые и невидимые краски. Последние при дневном освещении имеют белый колер, а в темноте светятся голубым, желтым, зеленым или другим цветом.

Натуральные краски

Перечень натуральных красителей очень широк:

  • Шелуха лука
  • Кофе
  • Чай
  • Овощные, ягодные и фруктовые соки
  • Листья крапивы
  • Куркума
  • Цедра апельсина или лимона
  • Листья гречихи
  • Пижма
  • Кора дуба
  • Шишки ели
  • И т.п.

Основное достоинство такого окрашивания – это его экологичность. Если вы страдаете любыми видами аллергий, не стоит рисковать и пользоваться синтетическими красителями. Воспользуйтесь природными пигментами, чтобы преобразить свои вещи.

Технология окрашивания очень напоминает работу с анилиновыми красками. Только не следует доводить воду до кипения. Достаточно протомить ткань в настое при 50-60 градусах.

Предпоследний этап – это закрепление пигмента. Его проводят с помощью однопроцентного раствора из следующих протрав:

  • Железоаммониевые квасцы
  • Бихромат калия
  • Сернокислая медь
  • Алюмокалиевые квасцы
  • Двухлористое олово

В приготовленной жидкости следует выдержать материал около 25 минут, а потом выполоскать в слабокислом растворе уксуса.

Краска для ткани: виды и особенности использования (+22 фото)

Существует несколько способов художественной росписи ткани. Это –холодный, узелковый и горячий. Наиболее интересным является горячий батик. Изделия, выполненные в этой технике очень выразительны и колоритны.

Только в этой технике можно добиться разработке цвета бесконечно разнообразной по структуре, оттенкам и цветосочетаниям.

Горячий батик
Трепетное чувство охватывает человека, когда он прикасается кисточкой к белой ткани, хорошо натянутой на раму. Ткань податливо принимает в свои объятия краску, и она, благодарная, начинает творить чудеса. Но у краски свой характер – она норовиста и не знает границ своего разбега. И тогда начинается творческое колдовство. Рукой и кисточкой с краской и по воле разума и фантазии создают чудо. И ты попадаешь в волшебный мир художественной росписи тканей. Начав однажды, с этим уже невозможно расстаться.

Существует несколько способов художественной росписи ткани. Это – холодный, узелковый и горячий. Наиболее интересным является горячий батик. Изделия, выполненные в этой технике очень выразительны и колоритны. Только в этой технике можно добиться разработке цвета бесконечно разнообразной по структуре, оттенкам и цветосочетаниям.

Способы росписи ткани горячим батиком как никакие другие мобилизуют творческую фантазию, мышление и волю, дают большие возможности для самовыражения. Горячий батик – наиболее сложная техника из всех видов росписи, но и самая интересная. Овладев ею, обнаруживаешь, что воск – благодатный материал для всевозможных экспериментов, поисков необычных художественных приемов, импровизации. Даже сам непривычный запах горячего воска будит творческую фантазию.

Холодный батик
Холодный батик основан на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий графический характер. При этом количество цветов не ограничивается.

Читайте также:  Акриловая краска для дерева: критерии выбора (+20 фото)

Резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура. Хорошее проникновение резерва в ткань – важнейшее условие в контурной росписи. Если при нанесении контура останутся пропуски и разрывы, краска выйдет за пределы рисунка. Толщина контура наводки и консистенция резервирующего состава зависят от плотности ткани, ее фактуры, а также от впитывающей способности ткани. Плотные материалы, благодаря своей структуре, требуют для лучшей пропитки более широкого контура и жидкого резервирующего состава. Часто по тканям такого типа резерв наводится с обеих сторон. При работе на плотной ткани наводят толстый контур, а на прозрачных, легких тканях – более тонкий. После того как контур рисунка наведен, ему дают просохнуть.

ВАЖНО! Перед нанесением краски необходимо проверить качество наведения резерва на изнаночной стороне образца, капнув вовнутрь каждой формы воды. Если в каком-либо месте вода пробивает резерв, этот участок образца следует просушить и навести резерв вторично, но уже по изнаночной стороне. После этого снова проверьте качество линии.

В начале линии и на участках, где рука движется медленнее, обычно получаются капли. Чтобы этого избежать, следует как можно более равномерно вести трубочку или наконечник тюбика по ткани, а в начале работы – либо быстро опускать конец трубочки на поверхность, либо начинать нанесение резервирующего состава непосредственно с листа бумаги, предварительно наложенного на рабочую поверхность ткани.

Начинать заливку цветом следует с самых светлых тонов, чтобы легче было перекрыть более темным тоном нежелательный брак. При этом не следует забывать, что участки рисунка необходимо равномерно насыщать краской, чтобы не образовывались разводы и ореолы.

Свободная роспись
Способ свободной росписи, которая производится без применения резервирующего состава, существенным образом отличается от контурного и узелкового, как методом работы, так и внешним видом готового изделия. Эта техника близка к акварельной живописи. Здесь возможны мягкие, живописные переходы тона без резких очертаний формы. роспись выявляет своеобразие авторского почерка и придает изделиям индивидуальность, свойственную ручному труду.

Ткань натяните на раму. Подберите гамму цветов в соответствии с задуманным образом. Обработайте ткань красками в произвольной живописной манере, используя не конкретный изобразительный мотив, а какой-либо ассоциативный образ: осенний, зимний, весенний пейзаж, раннее утро, сумерки, туман и т. п. В соответствии с замыслом необходимо подобрать и гамму цветов. Рисунок наносят на ткань свободными мазками и только окончательная отделка иногда производится с помощью холодного резервирующего состава.

Свободная акварельная роспись
Свободная акварельная роспись основана на применении солевого раствора или специальных акварельных грунтов. Натянутую на раму ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками. Так как солевой раствор ограничивает растекаемость краски по ткани, можно работать свободными мазками. Роспись выполняют по принципу акварельной живописи: от светлого к темному, от верхнего края к нижнему.

Свободная роспись с использованием кристаллов соли
Еще один способ свободной росписи ткани основан на использовании кристаллов соли или мочевины. Ткань натягивается на раму и обрабатывается жидкими красителями. Затем на еще мокрую ткань, в соответствии с замыслом рисунка, насыпаются кристаллы соли, которые активно притягивают к себе краситель, тем самым утемняя те участки ткани, на которые они наносятся. Получаемый эффект во многом зависит от размера кристаллов. После высыхания на ткани соль удаляется. Эффект, достигаемый с помощью сухой мочевины, подобен солевому. Однако если соль, притягивая к себе краситель, концентрирует его на ткани, то мочевина, наоборот, выбеливает окрашенную ткань. Этот способ очень прост и доступен, а главное – дает широкий простор для экспериментов. Более мягкий эффект можно получить, применяя не сухую мочевину, а ее концентрированный раствор (1 чайная ложка мочевины на 50 мл воды), в который обмакивают кисть и наносят на ткань рисунок в манере точечной или штриховой графики.

Лессировка
Этот известный прием масляной и акварельной живописи с успехом можно использовать при росписи ткани. Строится прием на том, что краски смешивают не на палитре, а на ткани, послойно накладывая одну на другую, что и приводит к изменению цвета. Прозрачные анилиновые красители как раз хорошо подходят для работы в такой технике.

Использовать прием лессировки можно в любой работе, но в качестве тренировки неплохо изобразить стилизованный натюрморт из бокалов, графинов и других емкостей интересной формы. Представьте себе, что перед вами стоит несколько стеклянных сосудов разного цвета. Причем стоят они так, что их края как бы накладываются один на другой. При этом легко увидеть, что при наложении розовый и голубой цвета дадут сиреневый оттенок, голубой и желтый – зеленый и т.д.

Сначала подготовьте рисунок и переведите его на ткань. Обведите контуры резервом. Закрасьте какой-либо предмет выбранным цветом. Соседний предмет окрасьте в два приема: сначала основную его часть, потом место пересечения с другим предметом. Продолжайте работу, пока не будет расписан весь натюрморт.

Если цвет какого-нибудь предмета покажется вам слишком светлым, нанесите второй слой краски. Особенно интересные эффекты получаются в местах наложения двух-трех предметов.

В последнюю очередь расписывают фон. Цвета для такой росписи обязательно должны быть светлыми и прозрачными. Смешивать больше трех цветов не рекомендуется. Не желательно также смешивать контрастные цвета, например красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый. Часто такое сочетание дает грязноватый серый или коричневый оттенок.

Техника узелкового батика («бандан»)
Батик в технике «бандан», пожалуй, самый древний вид росписи тканей. Один из его видов – техника «планги» – был распространен в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

Способ скрытого резерва
В росписи тканей помимо основных способов, описанных выше, существует множество дополнительных приемов и нюансов, которые позволяют максимально точно воплощать художественные замыслы, уделяя больше внимания творческой стороне процесса, а не особенностями технологии. Часть этих приемов со временем можно изобрести самостоятельно, но владея всем арсеналом изначально, гораздо проще достигнуть желаемого результата. Сочетание приемов в различных вариантах еще больше расширяет диапазон возможностей.

Роспись ткани аэрографом
Большими возможностями в создании интересного эффекта в росписи обладает аэрограф (усовершенствованный пульверизатор). При работе этим прибором на поверхности ткани получаются мелкие, словно тающие в тумане, силуэтные изображения. Один из основных приемов работы – распыление краски под углом. Это позволяет создавать плавные светотеневые переходы. Направляя, струю краски на трафарет под разными углами, вы моделируете форму мотива.

Примеры
Примеры можно глянуть в нашей галлерее. А если что-то особенно понравится, то любые майку, реглан или платье наши мастера смогут сделать специально для Вас и именно с тем рисунком, который Вы сами подберете!

Тонкости окрашивания тканей

Немного истории

Даже наши предки задумывались о том, как покрасить ткань подручными средствами. Доказательством тому являются найденные при раскопках фрагменты ткани, покрашенной натуральными растительными красителями.

Растворы на основе разных растений использовались для окрашивания тканей до 19 века. Тогда краска материй была мягкой и неяркой.

Немного позднее окрашивание производилось при помощи простых и недорогих анилиновых красителей. При появлении фабричных химических красителей стало возможным покрасить тканое полотно в любой насыщенный цвет.

Окрашивание растительными составами гарантирует хоть и нежные оттенки, зато очень устойчивые и естественные на вид. Их по сей день используют, чтобы покрасить ткани самостоятельно. Не менее популярна и фабричная краска, которую также возможно использовать в домашних условиях.

Читайте также:  Краска для мангала: виды лакокрасочных составов и этапы окрашивания

Прежде чем начать процедуру окрашивания ткани, необходимо провести подготовительные мероприятия. Если этого не делать, результат может оказаться плачевным: покрасить или осветлить вещь не удастся.

Подготовка к окрашиванию

Мало кому известно, как покрасить ткань правильно. Прежде чем приступить к этому процессу, необходимо определить тип материала. В зависимости от вида ткани выбирают красители и способ обработки.

Красители для ткани могут быть в виде порошка, пасты или кристаллов. Если вы приобрели их заблаговременно, храните до вскрытия в темном месте.

Если материал состоит из разных волокон, окрашивание осуществляется универсальным красителем. Им же можно покрасить шерстяные материи, имеющие бумажную либо шелковую подкладку.

Процедура подготовки тканей для окрашивания состоит из таких этапов:

  • Одежда, предназначенная для окрашивания, взвешивается. Это нужно для определения количества красящего вещества.
  • Краска разводится обязательно мягкой водой. Используется талая либо дождевая вода. Если таковой нет, то в обычную воду добавляют соду для смягчения из расчета 1 ч. л. на 10 л жидкости.
  • Чтобы покрасить ткань в домашних условиях, потребуется такой инвентарь: металлическая вместительная емкость, большая деревянная лопатка, дощечка с размером, равным диаметру дна емкости (нужна, чтобы ткань не пригорела ко дну), плита или печь.
  • Окрашивание грязных вещей недопустимо. Поэтому их нужно постирать, вывести с поверхности все загрязнения и пятна.
  • Если необходимо осветлить вещь, то на ней не должно быть выцветших участков. Окрашивание в светлые тона будет эффективным только при равномерном цвете изделия.
  • Все декоративные элементы перед окрашиванием с ткани удаляются.
  • Если изделие будет впоследствии перешито, то перед покраской его необходимо распороть по швам.

Краска разводится так: в небольшую эмалированную емкость высыпают содержимое пакета с красителем для ткани, добавляют горячую воду и перемешивают до получения пастообразной консистенции. После этого в посуду нужно добавить горячей воды. Когда вся краска растворится, раствор нужно процедить через чистую материю. Затем его вливают в металлическую емкость и добавляют горячую воду, чтобы жидкость полностью покрывала вещь.

Процедура окрашивания

Покраска материалов из искусственных и натуральных волокон имеет некоторые отличия от такой же процедуры в отношении синтетических полотен. Чтобы покрасить бархат, вуаль, шелк, велюр, вискозу, джинсовую, льняную и хлопковую материю, а также другие полотна с подобным составом, используется прямой краситель для ткани.

Окрашивание шерсти предполагает использование кислотного красителя ткани.

Чтобы правильно покрасить или осветлить изделие, следуйте основным рекомендациям. Как уже отмечалось, окрашивание во многом зависит от типа материала. Рассмотрим этот процесс подробнее:

  1. Шерсть. Красители для тканей из шерсти разводятся в горячей воде. К готовому раствору добавляют немного поваренной соли и подливают уксуса. Намоченную ткань опускают в раствор и доводят до кипения, затем полощут в теплой воде до тех пор, пока она не станет прозрачной.
  2. Хлопок, лен и вискоза. Чтобы покрасить в другой цвет или осветлить вискозу, а также полотна из льняного или хлопчатобумажного материала (велюр, бархат, джинсовую материю и др.) красители для ткани смешивают с кальцинированной содой и только после этого разводят в горячей воде. 1/2 получившегося раствора вливают в емкость, кладут туда бархат, джинсовую одежду, велюр или шелк и нагревают состав до кипения на медленном огне.
    Как только жидкость начнет кипеть, нужно добавить немного соли. Через 15 минут велюр, вискозу, бархат, вуаль или другую натуральную или искусственную ткань вынимают из емкости, чтобы добавить туда оставшийся раствор с красителем. После перемешивания получившегося состава вещи вновь помещают в емкость и кипятят еще 15-30 минут.
  3. Чтобы качественно покрасить шелк, в воду для полоскания необходимо добавить уксус. Если вискоза, бархат, велюр, вуаль, лен или другие материи, содержащие целлюлозу, окрасились неравномерно, их нужно поместить в раствор горячей воды с обычным порошком для стирки. В результате краска ложится на материал ровно.
  4. Окрашивание дорогостоящих синтетических материалов в домашних условиях во избежание их порчи лучше не проводить. Чтобы покрасить обычные полотна из синтетических волокон, понадобится дисперсная краска, но допускается использование «прямых» красителей, если нужен спокойный оттенок.

Старая вещь имеет все шансы получить вторую жизнь в «новом цвете» благодаря возможности окрашивания материала. Главное – не испортить изделие. Чтобы этого не случилось, подбирайте красители правильно и следуйте инструкциям.

Краткий фото-МК по росписи ткани

Среди комментариев под рисунками я увидела несколько вполне адекватных вопросов, на которые отвечу в этом мини-МК. Надеюсь, будет полезно.

Роспись ткани мало чем отличается от росписи любой другой поверхности. Основные нюансы:
1. В натуральной ткани краска лучше закрепляется, поэтому хотите качественную роспись – берите хлопок/джинсу и пр. Допускается присутствие небольшого количества синтетики. Как правило, это 5-10%.
2. Перед началом росписи поверхность должна быть чистой и обезжиренной. Все ткани на производстве обрабатываются, обязательно стирайте изделие перед нанесением рисунка, тогда ничего не будет препятствовать проникновению краски в волокна ткани и надежному закреплению.
3. Роспись выполняется акрилом по ткани, эта краска очень эластичная, не трескается при деформации, а растягивается вместе с изделием. В разумных пределах, конечно. Цвета насыщенные, легко смешиваются, хорошая укрывистость и все остальные преимущества акриловой краски сохраняются.
4. Чтобы краска не пропечаталась на обратной стороне изделия, под место с росписью кладите пластиковый коврик. В отличии от картона, бумажные куски не прилипнут к краске, преимущества перед обертыванием картона пленкой/фольгой – в случае с пластиковым ковриком не нужно ничего обертывать.
5. Если вы собрались выполнять роспись на цветной ткани, создайте первый слой белой разведенной краской по форме задуманного рисунка. Белый фон поможет вам не потерять интенсивность цвета, к тому же это в принципе очень удобно. Ткань в окрашенном месте уплотнится, и вы сможете работать на ней, как на грунтованном тканевом холсте.
6. Начинайте наносить рисунок только после полного высыхания основы. Иначе эффекта грунтовки не будет.
7. Если вам необходимо уменьшить время высыхания краски, воспользуйтесь феном. Я этот пункт давно не использую, тем не менее, он действенный и для кого-то полезный.
8. Закрепляется готовый рисунок термически. Делать это желательно после полного высыхания краски (24 часа по инструкции). Утюгом без пара с изнаночной стороны проутюжьте место с рисунком на температуре для данного типа ткани в течении 5-10 минут. Чаще это режим хлопка.

Дальнейшее повествование сопровождается картинками. Покажу на примере цветочков, доступных для исполнения каждому. Принцип работы с более сложными изображениями остается такой же.

1. Мелом наметьте расположение рисунка.

2. Выберите основной цвет и прорисуйте форму цветочков.

3. Около цветочков добавьте листиков таким же образом – одним цветом-основой.

4. Объем изображению придается с помощью добавления тени и света. Возьмите цвет основы на пару оттенков темнее и добавьте на цветы и листики.

5. Аналогично добавляется свет. Более светлым оттенком, для большего контраста можно взять белый, прорисуйте светлые места.

6. Чтобы цветочки стали более похожи на цветочки, добавьте им желтые серединки.

7. Чтобы связать цветочки в единую картинку, я пожелала добавить узоров из линий и завитков. И точек)

8. Заключительным этапом росписи у меня практически всегда идет набрызг. Я очень люблю брызги краски, к тому же они уместны почти везде. В данном варианте росписи они создали волшебный туманчик.

Это всё. Теперь нужно дождаться высыхания краски, закрепить рисунок, и любоваться.
Благодарю за внимание. Надеюсь, я ответила на вопросы.

Художественная школа Batik4art

Всё о батике, Батик мастер класс

Активные красители не активны без добавок…

«Активные» или «реактивные» красители — лучший выбор из анилиновых красителей, существующих на современном рынке. Эта группа красителей превосходно зарекомендовала себя для тканей из волокон растительного происхождения (хлопок, лён, вискоза, конопля, бамбук, бумага, джут и т.д.).

Активные красители также превосходно работают на шёлке, но они не предназначены для шерсти и найлона. И они совершенно не подходят для полиэстра.

Читайте также:  Краска для стен: основные виды, характеристики и советы по выбору (+45 фото)

Большинство производителей декларирует, что это «красители холодной обработки», что означает, что раствор красителя не нуждается в нагревании при окраске, но краски должны разводиться в тёплой воде.

Активные красители или реактивные красители очень быстро окрашивают волокна ткани в яркие, насыщенные цвета. Они вступают в химическую связь с волокнами ткани и становятся её составной частью. Они настолько активны, что со временем начинают вступать в химическую связь с водой, в которой растворены, поэтому растворы активных красителей не подлежат хранению без специальных добавок.

При правильном процессе окрашивания краситель, не вступивший в связь с волокнами, смывается водой при полоскании, и ткань после этого больше не линяет. Окрашенные ткани даже можно стирать со светлой одеждой.

Активные красители могут использоваться для различных техник батика (холодного и горячего), узелкового батика, свободной росписи, шибори, трафарета и других.

ХИМИКАТЫ


При работе с активными красителями необходимо использовать некоторые химикаты, назначение которых, как правило, вызывает вопросы.
Рецептура красок для ткани зависит от способа их применения.

При любой технике крашения тканей активными красителями необходимы следующие добавки:

  • Закрепителем для активных красителей является карбонат натрия. Закрепитель абсолютно необходим для получения хорошего результата при работе с активными красителями. Он играет решающую роль при создании необходимых условий вступления красителя в химическую связь с волокнами.

При прямом нанесении красителя на ткань, если не требуется создания живописных эффектов ( узелковый батик, трафарет, аэрография , шибори) ткань или изделие перед началом работы необходимо замочить в растворе карбоната натрия.

При окрашивании в ваннне закрепитель добавляется в конце процесса окрашивания.

Для батика и для свободной росписи закрепитель добавляется в готовый раствор красителя непосредственно перед началом работы.

На один литр готового раствора красителя потребуется примерно 10 г (две чайных ложки) карбоната натрия.

Необходимое количество закрепителя (узелковый батик) рассчитывается в зависимости от веса окрашиваемой ткани и составляет примерно 1/6 часть веса ткани. Это количество закрепителя растворяется в горячей воде с таким рассчетом, чтобы при погружении в него ткани, раствор покрыл её полность.
Для окраски в технике узелкового батика одних леггинсов или футболки вам потребуется примерно 15 г(одна столовая ложка) закрепителя.

  • Мочевина (карбомид) используется при прямом нанесении раствора красителя на ткань и, как правило, не используется для окрашивания тканей в ванне.

Мочевина — важный компонент красочного состава. Она способствует повышению концентрации красителя в воде, помогает растворить большее количество красителя в меньшем количестве воды. Также мочевина способствует лучшему смачиванию ткани, что улучшает способность красителя проникать в ткань.

  • Лудигол применяется при составлении растворов активных красителей для батика и свободной росписи. Так как активный краситель имеет свойство вступать в химическую связь даже с водой, в которой он растворяется, то со временем приготовленная краска для ткани становиться непригодной к употреблению.

Лудигол добавляется в раствор красителя, чтобы замедлитить этот процесс.Он способствует дольшей сохранности красочного раствора и повышает яркость окраски.

  • Смягчитель воды используется обычно при гладком крашении в растворе красителя способом погружения.

Краситель работает лучше в мягкой воде.

  • Альгинат натрия применяется для загущивания раствора красителя. Раствор красителя становится желеобразным и не растекается по ткани.

Это необходимо при применении некоторых техник росписи ткани (шелкография, живопись на ткани).
Для приготовления желеобразной краски на 1 литр воды необходимо взять примерно 50 гр альганата натрия.

  • Синтрапол — детергент, который применяется для удаления с окрашенной ткани излишков красителя и препятствует окращиванию этими остатками красителя сободных участков ткани.

Применение синтрапола гарантирует вам яркие цвета рисунка и что белые участки будут оставаться неокрашенными после полоскания и стирки. На 10л воды необходимо примерно 30-40 мл синтрапола.

Красим одежду в домашних условиях

Со временем одежда теряет свой первозданный яркий цвет и нуждается в капитальном «ремонте». Подарить вторую жизнь любимым вещам поможет окрашивание в домашних условиях.

Общий принцип покраски любых тканей

Купить краску для обновления цвета одежды можно в любом хозяйственном магазине. Вещь необходимо как следует подготовить к процедуре:

  • постирать и удалить любые пятна;
  • снять декоративную фурнитуру;
  • взвесить.

Покраска выполняется в несколько шагов:

  1. Развести в ёмкости краску по инструкции, указанной на упаковке.
  2. Процедить полученный раствор и вылить в металлическую ёмкость.
  3. Положить в посудину нужную вещь таким образом, чтобы складок было как модно меньше и они не «слипались» между собой. Если нужно, долить воды, чтобы она полностью закрыла собой изделие.
  4. Вооружиться деревянной лопаткой и время от времени переворачивать и «помешивать» одежду, чтобы краска хорошо впиталась в материал.

Внимание! Домашний способ окрашивания не подходит для изделий из синтетики и полиэстера. Такие вещи можно перекрасить только в химчистке.

Как красить одежду в стиральной машине

Выполнить покраску вещей в стиральной машине можно всего за 30 минут. Для этого нужно:

  • размешать краску согласно инструкции, указанной на упаковке;
  • влить полученный раствор в отдел для порошка или жидкого стирального средства;
  • смочить в воде нужную одежду и загрузить её в машину (влажная ткань лучше впитывает краску);
  • выбрать такую программу для стирки, при которой вода прогревается до 95°С;
  • стирать вещи не менее получаса;
  • прополоскать окрашенное изделие в холодной воде (можно сделать это вручную или при помощи стиральной машинки).

После покраски в барабане стиральной машинки останутся частички красителя, которые обязательно нужно удалить! Для этого достаточно влить немного отбеливателя в отдел для порошка и запустить «холостую» стирку с использованием горячей воды. Загружать в барабан бельё необязательно

Секреты покраски джинсовой ткани синькой

Каждая ткань отличается строением и плотностью волокон, поэтому предъявляет свои требования к процессу окрашивания. Самая неприхотливая материя – джинсовая. Она моментально схватывает краску, особенно если добавить в красящий раствор дополнительный солевой компонент (на 1 кг джинсовой материи достаточно будет стакана поваренной соли).

После всей процедуры джинсы в течение 2-3 стирок будут пачкать воду, поэтому их нужно стирать отдельно от других вещей.

Особенности окрашивания шерстяных изделий

Шерстяная ткань плохо реагирует на процесс кипячения, поэтому окрашивание таким способом, скорее всего, испортит вещь. Лучше запастись краской, которая активизируется при температуре ниже 100 °С, и воспользоваться стиральной машиной, чтобы иметь возможность отслеживать правильный температурный режим.

Для шерстяных изделий выпускаются специальные красители – так называемые «кубовые». Пользоваться ими немного сложнее, чем обычными, зато они обеспечивают качественный результат.

Как окрасить в нужный цвет хлопок

Хлопковые вещи схватывают краску намного лучше, если в красящий раствор предварительно добавить пищевую соль. Для получения светлого тона понадобится 2 ст. л. на килограмм одежды. Чем насыщеннее требуется цвет, тем больше нужно добавлять хлористого натрия. Красивый чёрный оттенок можно получить, растворив в красителе 4 ст. л. NaCl (если речь идёт об одном килограмме белья).

Как перекрасить шёлк

Перекрашивание шёлка – «дело тонкое», ведь эта ткань относится к категории «благородных».

Чтобы шёлковое изделие равномерно впитало краску, перед процедурой изменения цвета нужно прополоскать вещь в растворе нашатырного спирта (на 10 л воды потребуется всего лишь 50 г вещества). Полоскание с аммиаком поможет удалить с волокон «отталкивающие» антистатические средства, которыми пропитывают шёлковую одежду производители. Далее нужно следовать инструкции, указанной на упаковке выбранного красителя.

Самый ответственный момент в деле покраски – это выбор красящего вещества. Желательно взять с собою в магазин вещь, нуждающуюся в окрашивании, и проконсультироваться по этому поводу со специалистом.

Добавить комментарий