Люминесцентная краска: принцип действия и советы по нанесению (+35 фото)

Как сделать светящуюся краску в домашних условиях

Краска – это источник вдохновения для многих людей и способ придания помещению современного и уникального декора. Светящийся состав, сделанный на основе люминофора, приятно светится в темноте, тем самым превращая интерьер в сказочное и увлекательное место. Средство на основе люминофоры придает необычный вид предмету или поверхности, поэтому сегодня люминесцентные краски пользуются немалым успехом.

Как сделать светящуюся краску в домашних условиях? Делается средство нетрудно, как это может показаться на первый взгляд, главное соблюсти все требования, которые позволят сделать светящийся состав необычным и удивительным.

Что представляет собой люминесцентная краска и каков принцип ее работы

Светящиеся краски готовятся на основе люминофора или неона, которые имеют возможность светиться в темноте. Люминесценция представляет собой способность светиться, что возникает в результате накопления за день солнечной энергии. В составе светящихся жидкостей имеется скопление люминофоров, которые накапливают свет в течение дня, а при наступлении темноты отдают свою световую энергию помещению. В итоге в комнате создается искусственное освещение, придающее приятный оттенок. Обработанная составом поверхность будет светиться долгое время, при этом яркость искусственного освещения зависит от количества люминесцентной жидкости.

Не следует путать люминесцентную краску с флуоресцентными средствами. Флуоресцентные краски освещают помещение только, если в них присутствует ультрафиолетовое свечение. Поэтому флуоресцентная краска будет освещать комнату только, если в ней будет находиться специальная лампа.

Описание «работы» люминофорной краски

Создание люминесцентных составов своими руками в домашних условиях не требует особых усилий к проведению работы и покупке большого количества составляющих для приготовления краски. Поэтому приготовить состав своими руками удастся каждому человеку, который решит самостоятельно украсить свою комнату.

Люминофорные средства будут светиться ни одно десятилетие, так как люминесцентный состав представляет собой устойчивое химически и физически вещество, которое служит на протяжении 30 лет. Такой краситель для полноценного и долгого свечения должен на протяжении 15-20 минут поглощать яркие солнечные лучи, чтобы потом 8 часов работать без перебоев. Самостоятельно сделанная краска светится в темноте настолько ярко, насколько много в ней люминесцентного средства. Поэтому от вас зависит, насколько сильно будет освещаться комната в вечернее время.

Из подручных средств удается сделать и флуоресцентный состав, однако он имеет в себе вредный для здоровья фосфор. Поэтому создание флуоресцентных средств не распространено в наши дни, так как лучше применять люминофору для создания красок. Зачастую средства на основе фосфора применяют лишь для облагораживания внешней части здания, в то время как люминесцентными красками украшают внутреннюю отделку.

Как создается краска своими руками

Приготовление светящейся краски – легкий, но в то же время ответственный процесс, который требуется выполнять строго по инструкции. Для приготовления светящегося состава сначала делается люминесцентная жидкость, порошок для которой нетрудно купить в бытовом магазине.

Для приготовления светящихся составов, которые создаются подручными средствами, можно воспользоваться обычным светящимся маркером. Для этого проверяем его на бумаге, где требуется прочертить 2-3 линии, а после оценить их светящиеся способности. Если таковые имеются, вытаскиваем из них стержень и хорошо ополаскиваем его в воде. При завершении стержень требуется хорошо отжать. Теперь жидкость с люминофорами смешивается с любой краской, которая будет куплена для окрашивания внешней или внутренней части здания.

Придать краске светящиеся свойства получится при помощи хвойного концентрата и борной кислоты. Берем 50 мл воды и наливаем в алюминиевую емкость. Растворяем в ней 3 грамма концентрата. В другую емкость высыпаем щепотку борной кислоты, а затем медленно выливаем в нее концентрированную воду (ее понадобится половина). Затем доводим жидкость до кипения, а затем ждем ее полного остывания. Теперь добавляем в жидкость остатки концентрата хвои и снова кипятим состав. В результате в емкости должна появиться желтая жидкость, которая называется люминофор. Теперь его можно смешивать с краской и приступать к декорированию помещения. Для слабого свечения достаточно использовать половину жидкости.

Неоновая краска может делаться и при помощи перекиси. Такими красками легко окрашивать любые поверхности и предметы, поэтому сегодня они пользуются популярностью.

Сделать неоновые краски из перекиси нетрудно, но перед приготовлением требуется защитить руки и лицо. В банку наливаем 300 мл воды, а затем смешиваем ее с 2 ложками перекиси. Добавляем остальные подручные средства, которыми считаются ложка уксуса и щепотка соли. Тщательно закрываем банку и начинаем трясти ее до тех пор, пока не образуется светящаяся жидкость. После этого можно приступать к приготовлению неоновой краски.

Чтобы самостоятельно сделать неоновую краску, требуется взять колбу, в которую добавить 0,15 грамм люминола, 35 грамм щелочи и 30 мл димексида. После смешивания компонентов емкость закрывается и трясется до того момента, пока она не станет голубого цвета.

Все вышеописанные рецепты при правильном приготовлении светятся в темноте. Для создания мощного неонового средства требуется брать удвоенные дозы, чтобы в итоге было приятно наслаждаться сделанной яркой работой.

4. ЯРКОСТЬ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СВЕЧЕНИЯ ФОТОЛЮМИНОФОРОВ. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ.

Каждый цвет фотолюминофора (и краски соответственно) имеет свою яркость и длительность послесвечения, измеряющуюся в часах) и яркость свечения (измеряемую в милликенделах на метр квадратный.

Яркость и длительность послесвечения, видимого для глаз человека, субъективны и зависят сразу от нескольких факторов:

– от типа люминофора;

– от температуры окружающей среды;

– от наличия примесей в составе;

– от возможностей зрения каждого конкретного человека и от цвета свечения люминофора;

– от степени затемненности и наличия «отвлекающих» источников света при наблюдении послесвечения;

– от яркости и длительности предварительной «зарядки» светом;

Идеальные условия: «зарядка» фотолюминофора ярким светом около одного часа, и сразу после этого выключение источника света (наблюдение послесвечения в тёмном помещении без каких-либо дополнительных источников света).

ВАЖНО! Никакой люминофор не может светить ярче, чем источник света, к которому дополнительно подается энергия. Более яркие источники света (солнечный свет, фонари, фары и т.п.) могут сделать практически невидимым для глаз свечение от люминофоров.

Использование люминофора и красок на его основе разделяется на 3 этапа:

1) зарядка на естественном или искусственном свете:

наиболее эффективны лампы дневного света или энергосберегающие лампы мощности от 60 Ватт, если используется лампа мощностью 27-40 Ватт, то время зарядки люминофора или краски находящихся на удалении от лампы на 3-4 метра составит не менее часа).

Длительность и интенсивность послесвечения имеют слабую зависимость от коэффициента поглощения возбуждающего света (от типа источника возбуждения). Более длинноволновое возбуждение соответствует, как правило, меньшей поглощательной способности фотолюминофора, что приводит к меньшей удельной яркости свечения, но позволяет задействовать большее количество ловушек в объеме люминофора, поэтому рассеянный свет дневного небосклона является благоприятным для эксплуатации предлагаемых составов.

2) фаза интенсивного свечения : процесс, который продолжается первые 25-30 минут (от конкретного типа люминофора, т.к. у некоторых сульфидных он составляет первые 10-20 минут). Не надо думать, что на этой фазе затухания не происходит, оно составляет 25-30% от первоначальной яркости.

3) фаза постепенного затухания: это когда с каждым часом яркость послесвечения уменьшается, но не с такой скоростью как в предыдущей фазе :

– послесвечение через 60 минут с начала свечения будет составлять 50-60% от максимального,

– еще через 60 минут послесвечение будет составлять 35-40% от первоначального,

– еще через 60 минут послесвечение будет составлять

28-30% от первоначального,

– далее снижение яркости стабилизируется, и будет происходить на

Таким образом, через шесть часов фотолюминофор будет светить с яркостью

18-20% от первоначальной, через двенадцать часов

6-7%, а через четырнадцать часов яркость свечения составит

Длительность свечения, видимого человеческому глазу, зависит от типа люминофора (карбонатные, сульфидные или алюминатные), диапазона свечения (длина волны излучающего света) и в желто-зеленом диапазоне может достигать 10 часов.

ВНИМАНИЕ, САМЫЙ КОВАРНЫЙ МИФ. Фотолюминофоры могут светить 24 часа.

Приборами, в некоторых случаях, послесвечение может регистрироваться и через 24-30 часов, но для бытового применения это не имеет никакого значения.

Принципиальное исключение составляет требование ГОСТ Р 12.2.143-2009 «ССБТ. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» к фотолюминофору желто-зеленого спектра свечения в плане соответствия полной длительности его свечения 1440 минут (24 часа) – не путать с длительностью видимого свечения. Регламентируется этот показатель Г О С Т Р 12.4.026-2001 (п. 11.7.6 . 1; яркос т ь свечения до достижения которой делаются замеры 0,3 м к Д/м²). Замеры интенсивности и длительности послесвечения производятся Фото м е т ром ФПЧ и Лю к с м етром ТК А.

Как сделать светящуюся в темноте краску своими руками из подручных средств в домашних условиях?

С помощью светящейся краски можно создать совершенно уникальный декор, покрасив ею стены или предметы интерьера. Днем окрашенные поверхности будут выглядеть обычно, а с наступлением сумерек — излучать мягкое красивое свечение. Такой окрашивающий состав можно купить готовым, а можно сделать своими руками в домашних условиях. Сегодня я расскажу, что для этого потребуется и как его приготовить.

Какие бывают светящиеся краски?

Решив своими руками сделать светящийся окрашивающий состав, надо выяснить, какие компоненты он может содержать и каким образом действует. Существует несколько видов красок, излучающих свет в темноте: люминесцентные, флуоресцентные, фосфорные, светоотражающие. Они отличаются друг от друга принципом свечения, который зависит от компонентов, входящих в их состав.

Принцип свечения люминесцентной краски

Люминесценция – это свечение вещества без выделения тепла в результате накопления им световой энергии. Люминесцентные краски светятся в отсутствие каких бы то ни было источников освещения благодаря содержанию особых компонентов – люминофоров. Эти светящиеся пигменты в светлое время суток копят свет. При этом «заряжаются» они от источников не только естественного освещения, но и искусственного. При наступлении сумерек эти вещества начинают светиться. Яркость излучаемого света зависит от их концентрации в составе красящего изделия.

Этот тип лакокрасочных материалов (ЛКМ) абсолютно безвреден для здоровья. Люминесцентные краски бывают бесцветными (полупрозрачными) и цветными. Они подходят для окрашивания:

  • металлических, стеклянных, керамических поверхностей (термостойкие ЛКМ);
  • тканей (содержат акриловый лак);
  • растений (водоэмульсионные ЛКМ);
  • дерева;
  • бетона;
  • пластика (полиуретаново-минеральные эмали).

Почему светится флуоресцентный состав?

Эта разновидность светящейся краски способна светиться в темноте лишь под влиянием ультрафиолетового света. Окрашенное ею покрытие поглощает попадающие на него УФ-лучи, преобразовывая их в видимое излучение с более длинными волнами. Флуоресцентная ЛКМ светится лишь при действующих источниках ультрафиолетового излучения. Когда они выключены, это обычный, вовсе не светящийся окрашивающий состав, поэтому его также называют невидимым или ультрафиолетовым.

Читайте также:  Краска для детской мебели: как выбрать качественный и безопасный продукт?

Способность этой краски излучать свет основана на принципе флуоресценции (флюоресценции). Под этим термином понимается феномен, при котором молекула, поглощая свет определенной длины волны, испускает свет большей длины волны. Светится этот вид ЛКМ за счет входящих в его состав особых пигментов флуорофоров, способных флуоресцировать.

В качестве этих компонентов обычно используется родамин, цианин и производные аминонафталимида. Эти вещества очень дорогие, поэтому для удешевления процесса производства окрашивающего состава ими окрашивают мельчайшие полимерные частицы, которые затем добавляют к основе продукта.

От флуоресцирующих ЛКМ надо отличать фосфорные (фосфоресцентные). Из-за содержания фосфора они небезопасны для человеческого здоровья, поэтому применяются достаточно редко. Обычно их используют для наружных работ, например для окрашивания автомобиля.

Как работает светоотражающая краска?

Группа светоотражающих (или световозвращающих) красок отличается от предыдущих, светящихся, типов ЛКМ, принцип свечения которых зависит от входящих в состав ингредиентов, способных светиться в темноте. С некоторой натяжкой к ним можно отнести флуоресцирующие материалы, но они способны отражать только УФ-лучи.

Способность возвращать свет краска приобретает после добавления крошечных (150–500 мкм) стеклянных шариков. Благодаря им окрашенная светоотражающей краской поверхность отражает любые световые лучи, попадающие на нее.

Какие существуют люминофоры?

Совсем не обязательно знать основы химии, чтобы иметь представление о люминофорах. Главная характеристика этих веществ – спектры поглощения, отражающие зависимость количества поглощаемой световой энергии от длины волны попадающего на них света. Они зависят от химического происхождения активатора и основы пигмента, их взаимодействия, а если речь идет о люминофорах с более чем одним активатором, то и от их контакта друг с другом. На эмиссионные спектры влияет интенсивность и длина волны возбуждающего света, а также температура.

Вещества, направленные на формирование свечения под различного рода воздействиями, делятся на множество видов. Информация о классификации люминофоров представлена в таблице:

Люминофоры

Принцип классификацииРазновидности люминофоров
Химическое происхождениеНеорганические (фосфоры). Большинство из них относятся к кристаллофосфорам. Используются для производства люминесцентных источников освещения, электронно-лучевых трубок, рентгеновских экранов, выполняют роль индикаторов уровня радиационного фона и т. д.
Органические (органолюминофоры, люмогены). Применяются для изготовления флуоресцентных ЛКМ для окрашивания текстильных и пластмассовых изделий, украшений, типографских красок, для пигментации полимерной глины, обоев, татуировки, косметических средств, люминесцирующих материй. Используется для выявления трещин в деталях, при проведении анализов, основанных на явлении люминесценции и использующихся в различных сферах.
Способ возбуждения люминесценцииУльтрафиолетовое излучениеФотолюминофоры
Пучки электроновКатодолюминофоры
ЭлектрополеЭлектролюминофоры
Альфа- и бетто-излучение радиоактивных волнРадиолюминофоры
Рентгеновское и гамма-излучениеРентгенолюминофоры
Особенности процессов, провоцирующих излучениеВнутрицентровые (используются непроводящие люминофоры, или вещества с дискретными центрами)
Рекомбинационные (применяются фотопроводящие пигменты)
Длительность свеченияБыстро затухающие
Быстрые

Флуоресцентная порошковая краска

Как самостоятельно сделать светящуюся в темноте краску?

Проще всего приготовить самодельную неоновую краску с помощью готового люминофора. Чтобы сделать самому светящийся в темноте окрашивающий состав, понадобятся:

  • Прозрачный лак, выбирать который надо, исходя из особенностей окрашиваемой поверхности.
  • Растворитель.
  • Люминофор. Это вещество продается в порошкообразном виде практически в любом строительном магазине. Его стоимость зависит от оттенка. Обычно яркие порошки стоят дороже, чем аналоги пастельных цветов.
  • Емкость для приготовления окрашивающего состава. Лучше использовать стеклянную или керамическую посуду.

Этапы самостоятельного изготовления светящегося ЛКМ:

  1. В емкость налить лак.
  2. Насыпать в него люминесцирующий порошок. Оптимальным соотношением лака и пигмента считается 7:3.
  3. Добавить в массу растворитель. Его должно быть не более 1% от общего количества раствора.
  4. Тщательно перемешать компоненты и в случае необходимости добавить пигмент нужного оттенка.

Можно ли изготовить в домашних условиях краску, которая светится, без люминофора?

Чтобы в домашних условиях приготовить такой состав, необязательно использовать люминесцирующий порошок. Для его приготовления можно воспользоваться подручными компонентами. Существует несколько способов изготовления самодельного светящегося в темноте красящего средства. Подробное описание того, как и из каких ингредиентов его сделать:

КомпонентыКоличество ингредиентовПриготовление окрашивающего состава, излучающего свет в темноте
Светящийся маркер или фломастер1 шт.Проверить, в рабочем ли состоянии инструмент для письма и рисования. Для этого надо прочертить им несколько линий на бумаге. Если они излучают свет в темноте, значит, фломастер можно использовать. Вынув из него стержень, подержать его в воде, после чего хорошо отжать. Смешать окрашенную жидкость с лаком на водной основе.
Хвойный концентрат3 гДобавить в алюминиевую емкость с водой концентрат хвои. В другую посуду высыпать борную кислоту. Тонкой струйкой влить в нее половину хвойного раствора. Вскипятить смесь и полностью остудить. Добавить в нее оставшийся хвойный раствор и довести жидкость до кипения. Получившаяся желтоватая масса и будет служить люминесцирующим компонентом. Для получения светящегося ЛКМ нужно смешать желтый раствор с краской.
Борная кислотаЩепотка
Вода50 мл
Перекись водорода1 ст. л.Добавить в стеклянную банку с теплой водой остальные ингредиенты. Закрыв ее крышкой, хорошо потрясти до тех пор, пока ее содержимое не начнет излучать легкое свечение.
Вода150 мл
Уксус0,5 ст. л.
СольЩепотка
Люминол (белые или желтоватые кристаллы)0,15 гСмешать все компоненты в стеклянной банке. Закрыв ее крышкой, трясти до тех пор, пока ее содержимое не приобретет голубой оттенок.
Щелочь35 г
Димексид (прозрачный бесцветный раствор со слабо выраженным запахом, применяющийся в лечебных целях)30 мл

Приведенные в таблице пропорции ингредиентов позволяют сделать краску с деликатным свечением. Для создания красящего средства с интенсивным сиянием нужно удвоить количество компонентов.

В процессе работы рекомендуется соблюдать 3 основных правила:

  • работать в резиновых перчатках, чтобы не испачкать руки;
  • при использовании резко пахнущих веществ надевать респиратор и защитные очки, готовя краску в хорошо проветриваемом помещении;
  • работать в старой одежде, которую можно выбросить в случае, если она испачкается.

Надеюсь, представленного материала вполне достаточно, чтобы приготовить светящуюся краску для собственных целей. Следующее видео дополнит изложенное.


Пигменты масляных красок в ультрафиолетовом и инфракрасном свете. Инфракрасная люминесценция.

Исследования предметов искусства в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазоне имеет большое значение для установления подлинности картин, выявления старых слоев красок и стертых надписей, можно также установить примерный состав красок. Посмотрим, что мы можем выявить нашей переделанной под невидимый диапазон камерой и вспышкой, излучающей в ультрафиолетовой и инфракрасной области.

Для исследования возьмем образцы пигментов, применяемых в живописи, и сфотографируем их в видимом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах. Деревянную подложку (использовалась новая разделочная доска – любители искусства, простите!) пропитали льняным маслом, используемым в живописи, подсушили, и нанесли образцы пигментов, либо растертых с льняным маслом, либо уже готовые масляные краски:

Краски пронумерованы; номер написан простым карандашом, закрашен соответствующим пигментом и продублирован над ним. Полный список красок:

1. Новгородская красная

3. Мумия красная

4. Гематит холодный

5. Кадмий красный темный

7. Болюс армянский

10. Сурик свинцовый

11. Кадмий оранжевый

14. Крон свинцовый (осажденный)

15. Крон стронциевый (осажденный)

16. Неаполитанская желтая

19. Белила титановые

20. Белила цинковые

21. Белила сурьмянные

22. Белила свинцовые

25. Кобальт зеленый

30. Кобальт синий

31. Лазурит байкальский

32. Краплак темный прочный 178

33. Ализариновый кармин 167

34. Индийский желтый 098

35. Кадмий желтый лимонный

36. Кадмий сульфид

38. Медная соль тиофенкарбоновой кислоты

39. Синий бирюзовый 408

40. Кадмий зеленый 307

41. Стронциановая желтая (Подольск)

42. Марганцевая фиолетовая (Подольск)

43. Фиолетовый 463

44. Краплак красный прочный (Мастер-класс)

45. Берлинская лазурь (Мастер-класс)

46. Коричневый 488

Краски №№ 1-31 (кроме №№14 и 15)– производства ООО «Натуральные пигменты», были в сухом виде, разводились льняным маслом

Краски №№ 32-40, 43 и 46 (кроме №№ 36-38)– «Classico» (Италия), использовались в готовом виде

Краски № 41 и 42 – Подольск (Россия)

Краски № 44 и 45 – «Невская палитра» (Россия, Санкт-Петербург)

Индивидуальные химические соединения – №14 – хромат свинца, №15 – хромат стронция, №36 – сульфид кадмия, № 37 – ацетат меди, № 38 – медная соль тиофенкарбоновой кислоты

Итак, берем не переделанную камеру, надеваем на вспышку светофильтр УФС-6 и фотографируем люминесценцию в видимой области:

Явной флуоресценции не наблюдается, цвета в основном соотносятся с видимой областью, хотя краска 22 (свинцовые белила) заметно светлее остальных ,можно даже сказать, что они слабо флуоресцируют. Параметры съемки:ИСО 2000, диафрагма 8, выдержка 160 (далее везде такая). Единственно, что резко различаются – белила (№ 19-23) – они все разного цвета! Схожи по цветам 19 и 21 (титановые и сурьмянные белила), на них похожа 23 (свинцово-оловянная), однако она сильно отличается по цвету в видимой области. Темно-синий ультрамарин (29) стал чуть ярче кобальта синего (30) по сравнению с обычным освещением.

Сфотографируем отраженный ультрафиолет; берем переделанную под невидимый диапазон камеру, надеваем на неё светофильтр УФС-6, а на вспышку – УФС-6 и QB-21 и фотографируем:

Мы видим, что сурьмянные белила, в отличие от титановых, прямо сияют в отраженном ультрафиолете! На многих красках наблюдаются разводы – но это блики отраженной вспышки, поскольку краски изначально блестящие. Кроме белил, неплохо отражает УФ и свинцовый сурик (10).

Сфотографируем отраженный ИК-свет от красок, сняв фильтры со вспышки и надев на фотоаппарат инфракрасные фильтры (720 нм, 850 нм и 950 нм):

Мы увидим, что многие краски стали не просто светлее, а вообще прозрачными в ИК области! Это цинковые белила (20), частично – кобальт синий (30), краплак темный прочный (32), ализариновый кармин (33), индийский желтый (34) ,осажденный сульфид кадмия (36), краплак красный прочный (44) и коричневый (46).

Все медьсодержащие пигменты стали абсолютно черными: малахит (27), ярь-медянка (37) и медная соль (38). Резко просветлел кобальт синий (30), стала довольно светлой киноварь (2), кобальт зеленый (25), окись хрома (26), коричневый (46), изначально более светлый лазурит байкальский (31) в ИК-свете выглядит более темным, что, видимо, так же связано с медью в его составе.

В снимках, сделанный через светофильтры 850 и 950 нм, наблюдается та же картина.

Проверим флуоресценцию в инфракрасной области. Наденем на вспышку QB-21, на переделанный фотоаппарат – инфракрасный светофильтр 720 нм и снимем:

Мы увидим, что кадмийсодержащие краски – кадмий красный темный (5), кадмий оранжевый (11), кадмий желтый лимонный (35) и кадмий зеленый 307 (40) ярко засветились в инфракрасном свете! Немного светятся аурпигмент (12), свинцовые белила (22) и индийский желтый 098 (34). Краплак темный (32) и ализариновый кармин (33), показывают незначительное свечение, но из-за отсутствия отражения надпись под ними стала выглядеть более контрастно. Исходя из цвета свечения, можно предположить, что кадмийсодержащие краски светятся в более дальнем диапазоне инфракрасном диапазоне, чем остальные краски. Снимок, сделанный через светофильтр 850 нм, это подтверждает:

Читайте также:  Краска для обоев под покраску: виды продукции и критерии выбора (+40 фото)

Несколько удивляет отсутствие свечения у осажденного сульфида кадмия (36), тут, видимо, нужна дополнительная проработка вопроса.

Ну и наконец, у нас осталась группа красок, которые сложно идентифицировать в невидимом диапазоне. Это новгородская красная (1), гётит (6), умбра (9), шунгит (17), пиролюзит (18), берлинская лазурь (45). Тут лучше всего подходит визуальный осмотр в видимом свете.

Итак, фотографируя масляные краски в невидимых диапазонах, можно иногда определить их примерный состав – люминесценция в видимой области и отраженный ультрафиолет позволяют идентифицировать белила и некоторые светлые краски. Съемка в отраженном инфракрасном свете позволяет «заглянуть» через слой некоторых красок, преимущественно с органическими пигментами; медьсодержащие пигменты в инфракрасном свете чернеют, некоторые темные, наоборот, светлеют. И наконец, люминесценция в инфракрасных лучах позволяет четко увидеть кадмийсодержащие краски и некоторые органические пигменты.

Люминофоры. Немного теории и практики

Как и обещал, продолжение темы «светящихся в темноте».

Примерно полгода назад мы искали для себя дополнительный бизнес с элементами развлечения. Остановились на светящихся в темноте красках и предметах. Настоящий вау-эффект был, когда мы своими руками покрасили буквы из пенопласта. Писал об этом в июле.

Наша компания на данный момент имеет весьма большой опыт работы с поставщиками и ассортимент того, что мы сами опробовали как качественное.

Для начала нужно сказать, что разновидностей люминофоров весьма достаточно:

  • Фотолюминофоры
  • Электролюминофоры
  • Катодолюминофоры
  • Рентгенолюминофоры
  • Радиолюминофоры

Я изучаю фотолюминофоры. Даю ссылку на единственного известного мне производителя люминофоров в России, если кому-либо интересно «посмотреть всех».

Немного теории

Сам люминофор представляет собой порошок с размером частиц 15 – 50 мкм. Яркость свечения зависит от размера частиц. Но большого размера частицы не везде можно использовать. Скажем, если речь идет о применении в шелкографии или покраске краскопультом, то размер частиц тут должен укладываться в нужные интервалы, чтобы не забить сетку или сопла покрасочного оборудования.

Самые распространенные цвета свечения – желто-зеленый и бирюзовый. Это люминофоры с длительным послесвечением (до 12 часов).
В его основе – алюминат стронция (SrAl2O4):Eu,Dy,Y. Он имеет отличную устойчивость к воде и различным излучениям, поэтому срок его хранения практически не ограничен. Еще одно его преимущество – он безопасен для здоровья людей и животных. Мне попадались даже составы для нанесения на кожу – гипоаллергенные. Кроме того, тот люминофор, которым мы занимаемся, «заряжается» также и в УФ-лучах, что расширяет области его применения.

При дневном свете цвет порошка близок к белому (чуть зеленоватый). Для изменения цвета используются специальные флуоресцентные пигменты (светятся при УФ-излучении). Добавляются в пропорции 3%-5% от массы люминофора. Цвета, которые видел – синий, белый, желтый, зеленый, красный. Цвет пигментов достаточно «ядовитый». Если с ними переборщить, можно совсем убить эффект послесвечения.

Кстати, по-настоящему ярко светиться окрашенная поверхность будет в течение первых 60-80 минут, после чего свечение будет неравномерно угасать:

Самые распространенные картинки по технологии нанесения люминофора выглядят примерно так:

На этой картинке объяснить стоит только значение основы, отражателя, финишного слоя.

  • Люминофор не растворяется и его замешивают в лак (основу) в зависимости от типа окрашиваемой поверхности. Важно, чтобы в лаке не было УФ-фильтров, иначе послесвечения не будет.
  • В идеале подложка, на которую наносится готовый состав, должна быть белой. Именно белый цвет служит лучшим отражателем, в результате чего эффект послесвечения будет наилучшим.
  • После окраски лаком с люминофором поверхность будет «шершавой», т.к. частицы люминофора все-таки крупные. Поэтому для глянца и ровной поверхности нужно будет дополнительное прозрачное покрытие.

Для тех, кто жаждет больше узнать о технологии использования и покраски, выложил найденный мною в публичном доступе архив.

Немного денег

Я получил несколько вопросов в личном кабинете по поводу создания своего небольшого бизнеса на люминофорах.

Позволю себе пару абзацев по этому поводу.

Ситуация неоднозначна. Я списывался примерно с 40 компаниями, которые являются поставщиками или представителями крупных оптовиков. Все очень по-разному в зависимости от выбранной ниши и конкретного города. Один товарищ, к примеру, писал, что у него упали продажи, когда наступили белые ночи.

Все наперебой пишут, что это легкий для подъема бизнеса. Нифига подобного. Люминофор – штука для многих непонятная. Все до сих пор еще вспоминают фосфор, который лет 15 уже как запрещен к свободному использованию и несомненно, вреден для здоровья.

По-настоящему заработать можно либо на услугах, связанных с применением люминофора (дизайн интерьеров, тюнинг авто), либо с продажей крупных партий краски/порошка. На перепродаже готовых изделий заработать сложно. Их хорошо держать в офисе в качестве примеров применений, чтобы можно было «пощупать».

Это связано с тем, что на большинстве сайтов поставщиков фотки такие, что приходилось заказывать все, чтобы посмотреть, как это на самом деле выглядит.

Немного картинок

Вобщем, ищите нишу и задавайте вопросы. Я отвечу всем.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Посмотрите наш каталог и узнайте, как сделать все своими руками!
Читайте другие статьи о светящемся бизнесе на нашем сайте.

Вопросы и ответы

В чем отличие ваших наполнителей от фосфорной краски и других подобным светящихся красок?

Уже более 10 лет законом запрещено применение фосфора (и красного, и белого), а также его производных в производстве каких либо товаров, а уж товаров народного потребления и подавно (почки, легкие, нервная, экзокринная и эндокринная системы, репродуктивные способности – все это разрушается под воздействием фосфора).

Многих вводит в заблуждение рекламные релизы по поводу самосветящихся (фосфоцирующих) красок – они сами по себе НЕ СВЕТЯТСЯ. Такие “самосветящиеся краски” (флюорисцентные) светятся под воздействием ультрафиолета (“черный свет”) и применяются для оформления дискотек и в иных, разлекательного направления, заведениях или в качестве сигнальных меток в тех местах , где требуется повышенная осторожность. Наличие флюорисцентных красок Вы можете обнаружить также в денежных купюрах, в качестве защитных меток. Еще раз повторимся – в темноте такие краски не светятся, а именно они часто продаются в балонах для распыления.

Допустим Вы действительно обнаружили краску с люминесцентным пигментом аналогичным Наполнителю “НОЧЬ”. Рекомендуем проверить яркость и длителность послесвечения. Китай выпускает прототипные люминесценты 3-го поколения. Они в 5-ть раз ниже по КПД чем производимый нами Наполнитель “НОЧЬ”.

Обычный люминофор является универсальным и используется для нанесения на практически любые поверхности. Наполнитель “НОЧЬ”, производимый нашей компанией – это состав на основе люминофора и адаптирован к определенным типам поверхностей на химическом уровне.

Какова длительность свечения люминесцентного наполнителя “НОЧЬ”?

Длительность свечения наполнителя “НОЧЬ” от 6-ти до 8-ми часов в зависимости от длительности заряда и от того, каким источником световой энергии он был заряжен.

Как устойчиво покрытие к внешним воздействиям (природным, механическим, химическим)?

Светогенерирующий материал является основным компонентом в получаемых Накопителях “НОЧЬ”, совершенно инертен, он не окисляется, не выпаривается, не абсорбируется на иных поверхностях, температура плавления – 1800оС, температура начала потери массы – 2500оС. Иными словами сам СГМ является практически абсолютно устойчивым к воздействию внешних атмосферных факторов и химически-агрессивным средам. Так, например, если задаваться вопросом об устойчивости светящихся покрытий на тротуарной плитке, то необходимо знать физико-механические характеристики лаков для бетонных поверхностей на акриловой или полиуретановой основах (гарантия до 10 лет). Если рассматривать покрытия на автомобильных дисках, то здесь следует знать устойчивость лаков на меланиновой основе (гарантия до 5 лет) и т. д.

Выводы: сам процесс накопления света и его последующего излучения можно гарантировать на сотни лет, не взирая на различные факторы воздействия, но поверхность, на которую наносится краска с Накопителем “НОЧЬ”, должна рассматриваться каждая в отдельном случае. Для более конкретного ответа просим Вас назвать определенный материал и условия его эксплуатации.

Сколько времени сохраняется свечение после наступления темноты?

Накопитель “НОЧЬ” способен аккумулировать гигантские светосуммы (до 1022 квантов/см3) при естественном или искусственном освещении и потом способна высвечивать накопленные светосуммы в течение 8-12 часов после прекращения внешнего освещения. Свечение в темное время суток эквивалентно свету полной Луны (0,1 люкс).

Какие бывают варианты цветов свечения?

Зеленовато-белый, желто-зеленый, зеленый, голубой, желтый, желтовато-рыжий, синий, красный. Важно помнить, что человеческий глаз разные цвета воспринимает с различной чувствительностью. Указанный список приведен с учетом видимой яркости свечения (по убыванию).

Достаточно ли будет уличного ночного освещения для “подзарядки”?

Поверхности, прошедшие обработку покрытием “НОЧЬ” могут заряжаться от любого источника света (солнечный, обычные электрические лампы накаливания, ДРЛ, лампы дневного света, ультрафиолет и пр.) кроме ламп излучающих красный спектр (используемых, например, при печати фотографий). Соответственно ночное дорожное освещение работает как хороший “подзарядник” для покрытия “НОЧЬ”.

Как наносится Покрытие “НОЧЬ” на различные поверхности?

Покрытие “НОЧЬ” может наноситься с помощью краскопульта, кисти, валика. Для правильного нанесения покрытия прилагается инструкция.

Какой смысл в адаптации наполнителя “НОЧЬ” под различные поверхности?

Смысл адаптации под различные поверхности в том, что окрашенная, к примеру, деревянная поверхность прослужит Вам гораздо дольше, если будет покрашена составом из наполнителя “НОЧЬ” по дереву и лака по дереву, нежели универсальным люминофором, смешанным с лаком по дереву. Наполнитель “НОЧЬ”, адаптированный под поверхность, исключает возможность отслаивания от окрашенной поверхности.

Каких цветов может быть наполнитель “НОЧЬ” и как его можно изменить?

Стандартный цвет наполнителя “НОЧЬ” – желто-зеленый. Цвет наполнителя “НОЧЬ” можно менять с помощью специального красящего пигмента. Красящий пигмент добавляется в количестве не более 3% от массы наполнителя, в противном случае можно снизить время послесвечения или полностью его потерять. В случае, когда вам потребуется добиться какого-то оттенка путем смешивания цветов красящего пигмента, его суммарная масса не должна превышать 3% от массы наполнителя “НОЧЬ”.

Как долго будет работать функция: зарядил светом – потом светится?

Несколько сотен лет. Основой краски является Светогенерирующий материал, в его составе присутствует оксид алюминия. Данное соединение не окисляется, не подлежит разрушающим воздействиям атмосферы, не вступает в реакцию с агрессивными веществами. Реакция вызывающая послесветимость не является необратимой. Принципиально, можно выразится следующим образом: изделие, например колесные диски сгниют, превратятся в кучку пыли, и эта пыль будет продолжать светиться!

Читайте также:  Акриловая краска для дерева: критерии выбора (+20 фото)

Можно ли изменить ранее нанесенное покрытие или удалить его?

Восстановление первоначального свойства или внешнего вида изделия в ряде случаев возможно. Так, например, автодискам можно вернуть первоначальный вид после прохождения процедуры смывки определенными реагентами.

Какие факторы влияют на длительность послесвечения люминесцентного наполнителя “НОЧЬ”?

На длительность послесвечения наполнителя “НОЧЬ” влияют многие факторы. Самое длительное послесвечение будет наблюдаться после заряда наполнителя дневным светом. Меньше заряда наполнитель получает от искусственного освещения (лампы накаливания или люминесцентные лампы). Интенсивного заряда можно добиться и с помощью ультрафиолетовых ламп. Так же на длительность послесвечения влияет температура окружающей среды, чем ниже температура, тем меньше длительность послесвечения наполнителя.

Еще один немаловажный фактор – это лак, который является связующим звеном для наполнителя “НОЧЬ”. Если отойти от технологии смешивания наполнителя “НОЧЬ” с лаком, которую предоставляем мы, то послесвечение может уменьшиться в разы.

Чем и как наносить состав на основе наполнителя “НОЧЬ”?

Состав на основе наполнителя “НОЧЬ” можно наносить разными способами. Конечно самый хороший способ – это нанесение наполнителя с помощью краскопульта. При окрашивании поверхностей большой площади, с помощью него можно добиться более равномерного окрашивания поверхности. Но в домашних условиях, где краскопульт использовать невозможно или же, если вам нужно окрасить что-то мелкое, лучше использовать мягкую кисть.

Поскольку наполнитель “НОЧЬ” является порошком, который при добавлении в лак постепенно выпадает в осадок, перед применением состава его нужно тщательно перемешать. Далее, после того, как состав добавлен в бачок для окрашивания на краскопульте, в процессе окрашивания, во избежании выпадения в осадок наполнителя “НОЧЬ”, его рекомендуется периодически встряхивать на протяжении всего окрашивания.

Перед нанесением наполнителя “НОЧЬ” на поверхность, ее следует обезжирить. Для этого подойдет обыкновенный растворитель 646. Ни в коем случае не применять растворитель при работе с живыми цветами и красками по телу!

Для красок по телу следует использовать состав, который не вреден для кожи и не будет вызывать раздражения. Мы рекомендуем для работы с красками по телу использовать бесцветный воск для фиксации волос, различные масла для увлажнения кожи или бесцветный воднодисперсионный акриловый лак.

Какого цвета подложку использовать при покраске поверхностей наполнителем серии “НОЧЬ”?

Подложку можно использовать любого цвета, но ее цвет влияет на яркость и длительность свечения. Для УФ наполнителя “НОЧЬ” цвет подложки тоже играет роль. При нанесении УФ наполнителя на светлую поверхность, цвета будут более яркими и насыщенными, нежели к примеру на черном.

Можно ли изменить стандартный цвет наполнителя “НОЧЬ” (УФ) и как это сделать?

Стандартный цвет наполнителя “НОЧЬ” (УФ) меняется путем смешивания двух или более цветов. Допускается смешивание наполнителей только для одинаковых поверхностей.

В чем разница между флуоресцентным пигментом и наполнителем “НОЧЬ”(УФ)?

Флуоресцентный пигмент, так же как и наполнитель “НОЧЬ” (УФ), имеет пять цветов и визуально ничем не отличаются. Но, флуоресцентный пигмент используется как катализатор цвета и применяется для изменения стандартного желто-зеленого цвета люминесцентного наполнителя “НОЧЬ” на любые другие оттенки. Наполнитель “НОЧЬ” (УФ) применяется как самостоятельный пигмент. Он так же, как и люминесцентный наполнитель адаптирован под определенные поверхности на химическом уровне, но светится наполнитель “НОЧЬ” (УФ) только при ультрафиолетовом свете.

Какую дисперсность имеет наполнитель “НОЧЬ”?

Люминесцентный наполнитель имеет величину до 40-ка микрон. Наполнитель “НОЧЬ” флуоресцентный имеет максимальную величину частицы 5 микрон.

Можно ли люминесцентный наполнитель “НОЧЬ” использовать в струйной печати?

Нет. Люминесцентный наполнитель “НОЧЬ” имеет слишком большую дисперсность и это может привести к забиванию печатающих головок, что приведет к дорогостоящему ремонту.

Для какого вида печати подойдет люминесцентный наполнитель “НОЧЬ”?

Люминесцентный наполнитель “НОЧЬ” прекрасно подходит для шелкографии (трафаретная печать). В этом виде печати используется сетка, сквозь ячейки которой свободно проходит люминесцентный наполнитель “НОЧЬ”, не забивая ее.

Флуоресцентный наполнитель “НОЧЬ” прекрасно подходит для офсетной печати. Благодаря своей маленькой дисперсности и химическому составу он не наносит вред печатному оборудованию. Так же его хорошо наносить и с помощью трафаретной печати.

Что такое матирующий крем и как он действует?

Матирующий крем – это состав, который делает поверхность стекла и других кремнийсодержащих материалов матовой путем химической реакции. Он практически безопасен при работе с ним, но все же требуется проявлять осторожность, т.к. это агрессивный состав. При длительном взаимодействии кожей может вызвать ожог или аллергическую реакцию. При попадании на нее следует тщательно промыть проточной водой. При использовании крема в промышленных масштабах, настоятельно рекомендуем работать в хорошо проветриваемом помещении.

Как правильно нанести матирующий крем, почему матирующий крем неравномерно матирует поверхность?

В первую очередь, перед нанесением матирующего крема на поверхность, его нужно тщательно перемешать и добиться равномерного состава. Если крем долго находился в холодном помещении или транспортировался в холодное время года, то перед его применением неплохо было бы разогреть его на водяной бане до 50 градусов. После того, как подготовлен крем, следует подготовить обрабатываемую поверхность. Ее нужно тщательно вымыть и высушить. Теперь можно смело наносить крем на поверхность. Наносится крем слоем, толщина которого 4-6 мм. и выдержать его не менее 15-20 мин., после чего удалить его с поверхности (использованный крем можно использовать повторно). Для того, чтобы нанести какой-то узор, вам потребуется трафарет. Мы настоятельно рекомендуем использовать для этого самоклеящуюся пленку ORAСAL, т.к. у нее достаточно прочная клеевая основа и она не пропускает влагу. Эти качества не дадут попасть крему в ненужное место и тем самым испортить рисунок.

Воизбежании таких неприятностей настоятельно рекомендуем перед нанесением матирующего крема на поверхность тщательно его перемешать, т.к. при хранении крем постепенно отдает воду. Крем ни в коем случае нельзя подвергать замораживанию! Хранить его лучше всего при комнатной температуре.

Можно ли смешивать наполнитель серии “НОЧЬ” с кремами и использовать для боди-арта?

Можно. Наши наполнители “НОЧЬ” не наносят вреда здоровью и не вызывают аллергических реакций.

Подготовка колесных колпаков к окрашиванию

Сначала с колесных колпаков нужно удалить заводскую краску, если они крашеные (может отслоиться с нанесенным на нее наполнителем “НОЧЬ”). Удалять следует не слишком крупной наждачной бумагой. Затем тщательно удалить пыль с поверхности и обезжирить растворителем. После того как поверхность готова, нанесите на колпаки наполнитель “НОЧЬ” по пластику. Если пластик темный, перед нанесением наполнителя “НОЧЬ” можно нанести светлый грунт и дать ему высохнуть, а потом окрасить наполнителем. Светлый грунт будет являться белой подложкой (на светлой подложке свечение и цвета выглядят ярче).

Заметно ли “свечение” колесных дисков, обработанных покрытием “НОЧЬ”, при ночном городском освещении?

Свечение всегда видно и при освещении, если до этого заряд производился более мощным источником света. Принципиально темнота не нужна. Свечение видно при разнице в световой температуре. Что касаемо ночного городского освещения – свечение будет видно, если:

  • поверхность до этого была освещена ярким источником, например с расстояния 1 метр лампой ДРЛ, или лампой Вуда (“черный свет”);
  • машина находится под освещением дорожных фонарных столбов, но на колесные диски падает тень;
  • до визуального контроля производилось торможение (статика и нагрев также приводят к свечению).

Меняется ли цвет после обработки колесных дисков покрытием “НОЧЬ”?

Цвет диска видимый в дневное время может быть различный, причем не зависимо от того каким цветом данный диск будет светиться ночью. Исключение – диски черного цвета (или очень темные тона), их светимость ночью практически не заметна, т.к. темная поверхность поглащает свечение.

Кстати, поверхность дисков с покрытием “НОЧЬ” хорошо “подзаряжается” при торможении, так как возникающее при этом статическое поле также вызывает сильное свечение.

Можно ли смешивать Ваш наполнитель с краской по тканям (например майки, куртки, брюки или ремешки для часов), которые непосредственно соприкасаются с кожей человека.

У нас есть Наполнитель “НОЧЬ” для Х/Б тканей, который смешивается с краской по тканям. Ткани покрывать можно (очень устойчивые покрытия). Процедура интенсивной стирки повторялась уже не менее десяти раз, а с тканью ничего не было), изделия из кожи покрывать можно, хотя процедура несколько сложнее. Контакт с кожей абсолютно безопасен.

Государственные инстанции разрешили применять Наполнитель “НОЧЬ” в косметике и детских игрушках.

Какую связующую для наполнителя “НОЧЬ” использовать при печати на тканях?

Для печати на тканях наполнителем “НОЧЬ” в качестве связующего звена следует использовать пластизолевые базы серии TEXIPLAST 5000 (пластизолевая база должна быть прозрачной, чтобы не перекрывать свечение наполнителя “НОЧЬ”). Смешивается наполнитель с базой в соотношении 35% + 65%.

Нужно ли лицензировать изготовление самосветящихся товаров на основе Наполнителя “НОЧЬ”?

В большинстве случаев применение наших наполнителей подразумевает не производство товаров “с нуля”, а изменение или придание новых свойств уже произведенных товаров. Например: обычный диск – самосветящийся диск, обычные поплавки для рыбалки – самосветящиеся поплавки, обычная мебель – самосветящаяся мебель и т.д. То есть придавая новое свойство некоему товару, мы на порядки увеличиваем его продажную стоимость при минимальных затратах.

Конечно Вы можете производить некие товара “с нуля” сами, придавая этим товарам интересное свойство – самосветимость, возможно, что это свойство будет главным, определяющим фактором, например таблички для домов, но в данном случае уместен вопрос о необходимости лицензирования как такового товара, а не отдельного свойства. Здесь необходимо рассматривать каждый случай в отдельности.

Предположим Вы намерены производить ружья для ночной охоты с самосветящимися мушками (очень востребованная идея у профессиональных охотников), тогда естественно Вы должны владеть лицензией на производство оружия, и тот фактор, что у Ваших изделий отдельные элементы светятся, никак не влияет на решение данной проблемы.

Предположим Вы производите специальные самосветящиеся таблички для “Требований техники безопасности” (типа “вход”, “выход”), в таком случае Вы должны получить подтверждение у органов МЧС, что данный вариант приемлем по таким факторам, как “читабельность”, “реактивность” и т.д. Возможна следующая ситуация. Вы выполняете дизайн неких помещений. Невидимые днем узоры на полу, стенах и потолке, ночью или при ультрафиолетовой подсветке светятся волшебным светом. Заказчик в восторге, но ему требуются веские подтверждения того, что само явление свечения безопасно для окружающих. В таком случае предъявляется копия Паспорта безопасности.

Иначе говоря в большинстве случаев мы предлагаем Вам заняться производством дизайнерских, тюнинговых услуг, а такие виды деятельности не подлежат ни лицензированию, ни обязательной сертификации.

Перейти в каталог светящихся красок и сувениров. Читать статьи о светящихся красках.

Добавить комментарий