Краски Невская палитра (отличительные черты продукции)

Невская палитра

О заводе «Невская палитра»

Завод художественных красок «Невская палитра» на протяжении 80 лет выпускает продукцию высшего качества для профессиональных художников и любителей творчества.

Предприятие основано в 1934 году на базе небольшого лакокрасочного завода, построенного в 1900 году английским технологом Юлиусом Фридлендером на набережной Черной речки.

1 декабря 1934 года, в соответствии с приказом Г.К. Орджоникидзе, Ленинградский завод художественных красок Всеросийского Объединения Лакокрасочной промышленности вошел в число действующих заводов.

Компания представляет несколько линеек продукции: акварель, масло, темпера, акрил, гуашь, товары для декоративно-прикладного искусства.

На продукции завода всегда присутствует фирменный знак «Завода художественных красок» — красная палитра.

Материалы «Невской палитры» используются для реставрационных работ в Эрмитаже, Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, росписей храма Христа Спасителя, собора Василия Блаженного, Большого Кремлевского дворца и многих других памятников архитектуры.

Неизменными потребителями продукции Завода являются мастера уникальных народных промыслов — Палеха, Мстеры, Холуя, Жостова, Павлова Посада, множества иконописных мастерских и церквей.

Завод активно участвует в общественной жизни, поддерживает профессиональное художественное образование, детское творчество и мероприятия, направленные на развитие искусства.

Продукция бренда «Невская палитра» экспортируется в Европу, США и ряд других стран.

Белые ночи

«Белые ночи» – проверенные временем художественные акварельные краски. Рекомендованы профессиональным художникам, стремящимся к аутентичности и долговечности создаваемых работ.

Завод художественных красок «Невская палитра» выпускает акварель 80 лет, сохраняя традиции производства продукции высочайшего качества. Проверенные временем рецептуры, отлаженная технология изготовления сделали акварельные краски профессиональной серии «Белые ночи» визитной карточкой предприятия в России и за рубежом.

Мастер Класс

«Мастер-Класс» – проверенные временем профессиональные художественные краски. Рекомендованы профессиональным художникам, стремящимся к аутентичности и долговечности создаваемых работ.

Серия «Мастер-Класс» ориентирована на самых требовательных покупателей — профессиональных художников. Профессиональная продукция, изготовленная на основе высококачественных дорогостоящих пигментов (в числе которых пигменты собственного производства: красящие земли, кадмиевые и кобальтовые пигменты) и тщательно подобранных связующих обеспечивает наибольшую аутентичность и долговечность готовых художественных работ.

Серия «Мастер-Класс» включает наборы масляных, темперных и гуашевых красок, а также большую палитру отдельных туб и банок различной фасовки.

Ладога

«Ладога» – профессиональные художественные краски. Рекомендованы чувствительным к вопросу цены профессиональным художникам для создания ответственных работ

Краски серии «Ладога» отличаются от серии «Мастер-Класс» преимущественным применением менее дорогих, но не менее стойких в сравнении с неорганическими, органических пигментов. С помощью тщательно подобранных соотношений компонентов были созданы краски, цвета которых аналогичны цветам красок на основе более дорогих кадмиевых и кобальтовых пигментов. Это позволило сделать краски серии «Ладога» более доступными для потребителей. Такие краски обозначены на этикетках буквой «А» – аналоги. В то же время охры, сиены, умбры изготавливаются на основе природных земляных пигментов.

Серия «Ладога» – лучший выбор для художников, чувствительных к вопросу цены.

Серия «Ладога» включает наборы масляных, акриловых и акварельных красок, а также широкую палитру масляных и акриловых красок, выпускаемых в тубах и банках различных форматов.

Сонет

«Сонет» – студийная серия. Рекомендована для выполнения работ в рамках получения профессионального художественного образования

Художественные краски серии «Сонет» разработаны по новейшим технологиям с использованием современных материалов в рецептурах красок. Это позволило создать их качественными и одновременно доступными по цене для всех желающих выразить себя в художественном изобразительном творчестве. Художественные краски серии «Сонет» предназначены преимущественно для тех, кто учится живописному мастерству.

Это краски с наилучшим соотношением цена/качество. Дорогие неорганические пигменты (кадмиевые и кобальтовые) заменены светостойкими органическими пигментами. Аналоги точно соответствуют оригинальным цветам по тону (на этикетке обозначены буквой «А»).

Основное требование к материалу для «любителей» – легкость в работе. Поэтому палитра подобрана специально для начинающих и любителей, и включает в себя наиболее часто используемые цвета с максимально коротким и одновременным временем высыхания. Краски выпускаются не только отдельными цветами (масляные и гуашевые краски), но и компактных наборах в тубах по 10 мл, которые удобно взять с собой в класс или на пленэр.

Кроме красок, в серию входят вспомогательные материалы, инструменты.

Decola

Ассортимент ТМ Decola постоянно развивается и обновляется в соответствии с актуальными тенденциями в мире хобби и творчества. В нем собраны лучшие материалы для всех современных техник рукоделия от декупажа до скрапбукинга.

Акриловые краски серии Decola предназначены для росписи по различным поверхностям. Создают при высыхании яркую эластичную красочную пленку. Не растрескиваются, прочно удерживаются не только на твердых поверхностях (картон, дерево), но и на гибких поверхностях: тканях, коже, бумаге. Краски производятся на основе водной акриловой дисперсии, отлично смешиваются друг с другом. Высокая концентрация пигментов обеспечивает превосходные покрывные свойства.

Цветик

Все лучшее – детям! По этому принципу создавалась торговая марка “Цветик”. К товарам этой серии предъявляются самые высокие требования по качеству. Все товары соответствуют европейским нормам безопасности и оставляют только самые приятные впечатления от использования для учебы и творчества.

uddzin

Блог художницы Мысовой Ирины

Морской пейзаж, живопись, акварель, графика , картины на заказ

кварельные краски объединены в серии «Белые ночи», «Ладога», «Сонет». В этих красках сохранены традиционные рецептуры с использованием современных производственных технологий.

Сегодня акварельная палитра Завода для живописи насчитывает 57 цветов.

Акварель «Белые ночи»
Акварельная краска серии «Белые ночи» обладает высокой концентрацией цветового тона, сохраняющейся даже при разбавлении большим количеством воды, что обеспечивается высокой концентрацией пигмента и тонкостью его перетира. Краски превосходно смешиваются, прекрасно размываются и разносятся.

Акварельная художественная краска серии «Белые ночи» представлена в наборах «Ленинград» по 16 и 24 цвета, в наборах «Санкт-Петербург» из 24 цветов и наборах «Белые ночи» из 12, 24 и 36 цветов.

Теперь разберемся подробно, что внутри и из каких красок составлена палитра. Каждая краска имеет свое название, но что более важно – это пигментный состав. Представлены однопигментные краски (в них содержится только один пигмент и связующие вещества), а так же двух-, трех- и даже четырехпигментные краски. Колор-индексы (название пигментов), входящих в состав, указаны латинскими буквами, которые указывают на цвет пигмента и его номер. Например, желтые пигменты (yellow) имеют колор-индекс P.Y., красные (red) – P.R., синие (blue) – P.B. и так далее, где вторая буква в колор-индексе происходит от английского названия цветовой группы.
PW = pigment white
PY = pigment yellow
PO = pigment orange
PR = pigment red
PB = pigment blue
PV = pigment violet
PG = pigment green
PBr = pigment brown
PBk = pigment black
Еще краски различаются по светостойкости (устойчивости к выгоранию), которая у ЗХК обозначается звездочками (*). Три звездочки (***) – светостойкие краски, две (**) – среднесветостойкие краски, одна (*) – малосветостойкие краски.

Таким образом, чтобы было удобно разбираться в имеющихся цветах, перегруппируем палитру следующим образом:

Первая группа: светостойкие краски с одним пигментом в составе. Они имеют чистый, открытый цвет.
Вторая группа: несветостойкие краски с одним пигментом в составе. Они имеют чистый, открытый цвет, однако подвержены выгоранию.
Третья группа: краски различной светостойкости, в составе которых два или три пигмента. Сами по себе цвета красивые, но в смесях могут дать грязные оттенки.

Чтобы продолжить изучение красок и выбрать цвета для своей собственной палитры, нужно ввести понятия “чистый” и “грязный” цвет. По моим наблюдениям, понятие “грязь” в акварели довольно субъективно, кому грязь, а кому 50 оттенков серого. Ощущение “грязи” дает не использование какого-то одного “грязного” цвета в каком-то месте работы, а комплексное впечатление, складывающееся из отношений между положенными рядом цветами. Считается, что более трех пигментов в смеси уже дает “грязные” оттенки, которые с большой вероятностью будут выглядеть неплохо на палитре при смешении, однако “стухнут” при высыхании на бумаге. Поэтому основой палитры художника должны стать в первую очередь цвета из первой группы, светостойкие, с одним пигментом в составе. Смешивая две или три краски из этой группы, можно получить практически бесконечное число оттенков. Краски из второй группы будут вести себя так же, если вас не беспокоит недолговечность вашей работы. Краски из третьей группы “подкладывают свинью” неопытному рисовальщику. Они уже состоят из двух или трех пригментов, таким образом в смесях с большой долей вероятности могут дать “грязь”. Однако, нет никакого общего правила и многие известные художники используют эти краски для своих работ, но для того, чтобы делать это успешно, надо понять, в каких ситуациях каким образом они будут себя вести. Внимательный экспериментатор, который умеет сравнивать буквы и цифры, предположит, как это вначале сделала я, что некоторые из этих красок можно получить самостоятельно, путем смешивания красок из первой группы. Вот несколько примеров:

Масляные краски, как выбрать?

Независимо от того, как долго художник пишет картины, его всегда будет волновать вопрос – какие выбрать масляные художественные краски? Прежде всего, это связано с огромным выбором красок в специализированных магазинах. Ежегодно ведущие производители предлагают большой выбор инструментов для живописи. Давайте разберемся, каким краскам отдать предпочтение и выясним, в чем отличие высокохудожественной и студийной серии, сделаем обзор наиболее популярных масляных красок отечественных и иностранных торговых марок.

Несколько слов о важности грамотного выбора масла

На первый взгляд, кажется, что все масляные краски одинаковые, ведь расфасованы они в тубы, соответственно, подобрать товар нужного качества и оттенка достаточно сложно. Чтобы все краски не выглядели одинаково, на упаковку наносят специальные обозначения, с помощью этой маркировки можно определить характеристики масла, не открывая тюбик.

Два основных параметра выбора масляных красок – светостойкость и укрывистость.

Светостойкость маркируют знаком «*» на отечественной продукции и знаком «+» на продукции европейских торговых марок. Правило простое – чем больше знаков, тем лучше светостойкость, соответственно, картина надолго сохранит насыщенность и сочность цветов.

  • Окрашивающими составами с одной «*» мастера практически не пользуются, поскольку срок их службы минимальный – на практике оказывается – на протяжении года цвета выгорают. Оптимальное применение подобным краскам – этюды.
  • Составы с двумя «*» обладают средней светостойкостью. Ими выполняют этюды, а также картины. Срок службы масла минимум 25 лет.
  • Масло с тремя «*» обладает отличной устойчивостью к свету и ультрафиолету. Считается, что полотно, написанное подобными составами, будет радовать насыщенностью красок более ста лет.

Для белил используется аналогичная маркировка, она обозначает следующее: одна «*» – желтеют быстро и значительно, две «*» – средне желтеющие, три «*» – остаются белыми и не желтеют.

Теперь поговорим о кроющих способностях масла – этот параметр также есть на упаковке квадратиком:

  • квадрат черного цвета – максимальная укрывистость;
  • двухцветный квадрат – черный и белый – так маркируют полупрозрачный красящий состав;
  • белый квадрат – краска прозрачная, подходит для лессировки.

Также внимательно изучите состав масла. Для изготовления качественного, высокохудожественного продукта используют натуральные масла. Менее дорогие, студийные краски производят из рафинированного льняного или полимеризованного масла.

Еще один важный критерий выбора – название оттенка, используемый пигмент. Чаще всего качественные характеристики красителя обозначаются: «имитация», «азо», «цвет». На тубах европейских красок используется маркировка «azo» или «hue», так обозначают студийную краску, которая производится с аналогами красителей кобальтово-кадмиевой серии.

Классы масла

Перед покупкой важно определить – с какой целью она будет использоваться. Исходя из этого, нужно подбирать продукт определенного класса. Для важных картин, которые хочется сохранить на века, конечно, предпочтительно выбирать высокохудожественные краски. Для эскизов и временных набросков или работ, которые не имеют высокой художественной ценности, подойдет масло студийной группы. Эскизные краски прекрасно подойдут для работ, которые требуют большого расхода масла, речь идет про оформительские заказы.

Остановимся подробнее на красках каждой серии

1. Высокохудожественные краски.

Материал для профессиональных художников, когда к картине предъявляются самые высокие требования. Среди компонентов натуральные пигменты, также самые редкие и дорогие.

2. Студийные краски.

Чаще всего производятся на основе льняного масла, прошедшее специальную обработку. В составе отсутствуют кадмиево-кобальтовые красители, вместо них используют аналоги, по своим эксплуатационным характеристикам ничем не уступающие натуральным. Обладают хорошей устойчивостью к свету, отличной укрывистостью. Приятный бонус – невысокая цена.

3. Эскизные краски.

Подходят для начинающих мастеров и работ, к которым не предъявляется высоких художественных требований. Применяются недорогие пигменты, большая часть состава – это наполнители и масла. Это самые недорогие краски, но за невысокую цену приходится платить недолговечностью картины.

Читайте также:  Краска Снежка (самые популярные продукты)

Обзор масла разных брендов

Среди отечественных брендов наибольшей популярностью краска Санкт-Петербургского завода художественных красок «Невская палитра». Линейка продукции представлена красками всех классов.

Высокохудожественные краски «Невская палитра» – профессиональный материал, созданный из качественных, натуральных пигментов в максимальной концентрации, не менее качественных масел. Отличительная особенность – наполнителей в составе практически нет. К этой серии принадлежит масло «Мастер-Класс». Большую часть пигментов получают методом прокаливания. Также присутствуют земляные пигменты, обладающие высокой химической стойкостью и отличной светостойкостью.

Полезно знать! Сфера применения – реставрация картин. Неаполитанская желтая создавалась для реставрации художественного шедевоа Рембрандта «Даная» в Эрмитаже.

Студийными красками питерской торговой марки выполняют эскизы и наброски. Основа – качественное льняное масло, а вместо натуральных красителей используются аналоги, маркирующиеся буквой «А». Аналоги достаточно качественные, но их эксплуатационные характеристики уступают высокохудожественным, тем не менее, их стоимость гораздо ниже. Кроме этого, связующее применяется более низкого качества, чем в профессиональных.

Эскизные краски используются для картин, которые не требуется хранить продолжительное время. Второе название эскизной серии – учебные краски. Также их используют в оформительских работах, когда важен не цвет, а невысокая себестоимость. Если проводить аналогию, в таких красках пигмента столько же, сколько в обезжиренном молоке молока. Главное преимущество эскизных красок – невысокая стоимость, на этом положительные качества материала заканчиваются.

Линейка красок «Ладога» – продукт завода «Невская палитра». Они относятся к категории студийных, рекомендуются новичкам и мастерам, которые не могут себе позволить купить дорогое высокохудожественное масло. Отличие красок «Ладога» от серии «Мастер-Класс» – использование менее дорогих пигментов, но в плане эксплуатационных характеристик – не менее качественных.

Краски серии «Ладоги» маркируются буквой «А» – аналоги, однако, натуральные пигменты присутствуют в таких красках – охра, умбра, сиена.

Стоимость красок формируется на основе анализа расценок, установленных конкурентами, а также с учетом себестоимости продукции и затрат на производство. Для большего удобства покупателей среди масляных красок выделяют несколько ценовых групп, в рамках одной ценовой группы краски имеют одну цену.

По статистике, продукция завода «Невская палитра» самая востребованная, поскольку является лучшей по соотношению качество/стоимость. Кроме этого, в палитре есть уникальные оттенки. Например, персиковая черная – для ее производства используются персиковые косточки. Краска волконскоит – эксклюзивная краска оттенка земля зеленая, в ее состав входит редкий пигмент насыщенного зеленого цвета с фисташковых оттенком. Уникальность заключается в том, что добывают его только в России. Краска ценится за прозрачность, чистыми, неповторимыми оттенками.

Среди красок иностранных производителей наибольшей популярностью пользуются «Winsor&Newton» и «Maimeri».

«Winsor&Newton» – компания специализируется на производстве высокохудожественных масляных красок. Продукция отличается безупречным качеством и высокой стоимостью. Для производства используется только лучшее сырье, которое гарантирует чистоту оттенка. Также цвета прекрасно перемешиваются, что позволяет получить разнообразные, эксклюзивные оттенки.

Водорастворимые масляные краски обладают всеми качестами традиционного масла, но с одним отличием – их можно разбавлять водой, а также смывать мыльным раствором. Эти краски отличаются доступной стоимостью, поэтому их выбирают студенты и художники-новички.

Еще одна серия – Winton – считается одной из самых популярных в мире. В линейке представлены цвета с традиционными пигментами и современными аналогами. Например, пигменты-заменители используются для создания таких красок – кадмий красный, кадмий желтый.

Итальянский бренд Maimeri отличается продукцией высокого качества. В ассортименте представлено несколько серий красок.

  • Puro – состоит из 80 оттенков, для производства применяется смесь из масел, которые не желтеют, и пигмента в высокой концентрации.
  • Artisti – производятся по традиционной, классической технологии, в составе только пигмент и масло. Высокохудожественные краски отличаются высоким качеством, но следует учитывать, что в состав некоторых входят пигменты, содержащие свинец, поэтому их нельзя перемешивать с сульфидными красками.
  • Classico – краски студийной серии, по статистике, пользуются наибольшим спросом, поскольку соотношение качества и цены оптимальное. В производстве используется льняное масло, а также качественные пигменты – аналоги натуральных красителей – кадмиевых, ртутных и кобальтовых.

Именно краскам серии Maimeri Classico отдают предпочтение многие художники – новички и профессионалы. Линейка красок насчитывает 77 оттенков, среди которых несколько белил, а также уникальные оттенки, которых нет у других производителей, – несколько золотых и серебряных оттенков, их изготавливают с добавлением сафлорового масла для большей светостойкости. Отличительная особенность – высокая концентрация пигмента, поэтому расход краски экономный. Благодаря высокой светостойкости краски легко смешиваются, образуют чистые оттенки и равномерным слоем ложатся на поверхность холста. Краски этой группы отлично подходят для лессировок, а также для работы мастихином.

Масляные краски: история и свойства. Какие цвета выбрать начинающим

Художественные краски для живописи

Любая краска состоит из порошкообразного пигмента и связующего вещества. Пигменты гуаши, акварели, темперы, акрила и масла не отличаются, а вот связующие в каждом случае разные. Например, акварель содержит гуммиарабик или декстрин, мед, глицерин и бычью желчь. Связующие гуаши — фруктовая камедь, смолы-бальзамы, пластификатор, стабилизатор ализариновое масло, животная желчь, фенол. В темперных красках используются казеин, воск, яичный желток или поливинилацетат (ПВА). Акриловые вододисперсионные краски состоят из мельчайшей дисперсии акриловой (искусственной) смолы-полимера и органического разбавителя или воды.

Современные масляные краски производят на компьютеризированном заводе, по оптимальной рецептуре. Так же как и пятьсот лет назад, перетирая естественное или синтетическое сырьё, добиваются его тесного смешения с растительными маслами (льняным, ореховым или маковым), воском и смолой. Весь производственный процесс протекает под давлением, что исключает попадание в резервуар частиц воздуха. Промышленный продукт содержит только первосортные ингредиенты, влияющие на густоту и глянец красочного слоя.

История красок

До изобретения современных пигментов живописцы рисовали на холсте или дереве красящими составами только природного происхождения. Они покупали их в аптеках и других не имеющих отношения к искусству местах.

Подмастерья, под наблюдением мастера, растирали в тонкую пыль любые полудрагоценные камни и минералы (лазурит, малахит, известняк), разноцветные глины, некоторые растения и насекомых. Яркость менялась от степени измельчения субстанции и от объема добавленного масла.

До середины XIX века приготовленные смеси пигментов и масла хранились в небольших свертках, сделанных из свиного мочевого пузыря. Художники нарезали этот биоматериал на кусочки, клали на них пастообразную массу и герметично сворачивали. Чтобы выдавить нужный цвет, пакетик прокалывали, а после употребления отверстие запечатывалось снова. Такой способ хранения не был долговечным, так как краски быстро пересыхали, особенно если надо было писать на пленэре.

С развитием мануфактур процесс приготовления и упаковки художественных красок был модернизирован. Американский художник-портретист Джон Гоффе Рэнд впервые запатентовал изобретение свинцового тюбика для хранения краски и других жидкостей без доступа воздуха. Британская компания Виндзор и Ньютон выкупила у него патент и наладила выпуск красок в новой расфасовке. В 1841 году мир увидел краски в тюбиках.

Технические характеристики

Качество художественных красок определяют по нескольким показателям.

    • Насыщенность
    • Тонкость перетирки
    • Укрывистость, маркируется черным или прозрачным квадратиком
    • Быстрота высыхания
    • Пастозность, тягучесть, концентрация пигмента
    • Светостойкость, маркировка — снежинка, плюс или А, В, С
    • Адгезия (сила сцепления краски с грунтом).

Некоторые краски намеренно изготавливают полупрозрачными, они называются лессировочными. Прозрачность цвета зависит от разности преломления света в пигменте и связующем веществе. Если их коэффициенты близки по значению, то свет, падая на поверхность мазка, не отражается, а проходит насквозь (просвечивает). Если коэффициент преломления пигмента значительно выше, то краска образует плотный непрозрачный слой.

Измельченные и перетертые пигменты меняют оттенок. Охра, кадмий красный, берлинская лазурь, сиена становятся насыщеннее, а кобальт, наоборот, более жухлым. Кусочек неперетертой киновари — серый, а не красный, а кусочек краплака кажется чёрным.

Скорость высыхания масляных красок

Написанное полотно сохнет медленно, от двух недель до месяца, в зависимости от пастозности письма. Вначале схватываются наружные слои краски. Полная кристаллизация наступает через год. Собственно, должен просохнуть не пигмент, а одно из связующих — растительное масло.

Разные цвета просыхают за неодинаковое время. Дольше всего остаются сырыми белила и кадмии (желто-красный сегмент). Темные оттенки подсушиваются скорее. Это связано с различной маслоёмкостью порошков-пигментов.

Форсированная катализация достигается включением в краску сиккативного ускорителя. При его введении масло становится способным к быстрому поглощению кислорода. Однако, злоупотребление большим количеством сиккатива (особенно в завершающих слоях) делает краску хрупкой.

Итальянская марка Classico выпускает быстросохнущие белила под № 26. Поскольку в замесы часто добавляются белила, то одно только использование этого номера вдвое ускоряет сушку. Яркое освещение тоже сушит, особенно прямые солнечные лучи, которые включают в себя не только инфракрасные (температурные), но и ультрафиолетовые (не ощущаемые, но влияющие на затвердевание) волны.

Активизация процессов, происходящих в красочном слое сказывается на его долговечности. Поэтому лучшие условия для просушки — нормальные. После полного высыхания красочный слой сжимается примерно на 20 %.

Совместимость красок и связующих веществ

Все красочные пигменты – это химические вещества сложного состава. Очевидно, что некоторые из них могут взаимодействовать между собой не всегда корректно – жухнуть, неожиданно менять цвет или осыпаться при высыхании. Лучший способ избежать побочных эффектов – это перемешивать разумное количество оттенков.

Если Вы только учитесь и не стремитесь сохранить свой шедевр на века, то все краски разных производителей можно смешивать между собой. Но старайтесь не перемешивать более четырёх цветов одновременно.

Связующее вещество (разбавитель или тройник), которым пишут одну картину, должен быть одинаковым от начала и до конца. К примеру, если в пастозном подмалёвке использовали тройник с преобладанием масла, а в верхние слои написали с преобладанием лака, то живопись может потрескаться.

Срок годности

На непригодность краски указывает изменение её структуры. Она становится студенистой или твердой. Во всех других случаях ею можно пользоваться.

Если в тюбике образовался излишек текучей фракции — это не страшно. Надо дать ему отстояться в вертикальном положении крышечкой вверх и слить лишнее связующее.

Купить набор или выбрать краски поштучно?

Комплект в коробке хорош только в том случае, когда есть уверенность, что живопись никогда не станет Вашим хобби. По цене отечественные краски вне конкуренции. Нет никакой кардинальной разницы между Черной речкой, Ладогой, Гаммой, Сонетом или Подольской. Отличаются они, преимущественно, разнообразием выпускаемых этими фирмами расцветок, количеством цветов-имитаций в линейке и раскрученностью бренда. Тубы продаются не запаянными, поэтому цвет видно не только на этикетке, но и внутри тюбика. Допускается лёгкая нюансировка оттенка в отдельных партиях товара.

Почитайте специальную литературу, побывайте на мастер-классе. Ниже — список из двенадцати цветов, с которого можно начать своё живописное приключение. Остальное — дело личного вкуса. Со временем Ваша палитра расширится и станет неповторимой. Некоторые художники, которые уже нашли свою уникальную гамму, вручную замешивают нужный тон и накладывают его в пустые тюбики.

Список масляных красок для начинающего живописца

1. Кадмий красный светлый

2. Кадмий желтый светлый

3. Охра натуральная

4. Травяная зеленая

5. Кобальт синий средний

6. Краплак фиолетовый прочный

7. Индийская желтая

8. Марс оранжевый прозрачный

9. Марс коричневый светлый

10. Тиоиндиго красно-коричневая

11. Большой тюбик белил

12. Чёрный шунгит

Теория изобразительного искусства включает раздел о цветоведении. В нем описывается каким образом формируются гармоничные сочетания, как они взаимодействуют между собой и какое влияние оказывают на зрителей. На сайте с цветовым кругом https://colorscheme.ru можно поэкспериментировать с генерацией цветовых схем. Они бывают: монохромные, контрастные (взаимодополняющие), третичные (равноудаленные на цветовом круге), четвертичные (две пары дополнительных), родственные и акцент аналогичные.

Какие выбрать белила

Художник выбирает белую краску в соответствии со своей художественной задачей.

Титановые белила (диоксид титана) в чистой кристаллической модификации (рутил) в продаже почти не встречаются, зато двуокись титана смешанная с сульфатом бария или кальция приобретает всё большую популярность. Чистый белый цвет и прекрасная укрывистость (превосходящая все другие белые пигменты) титановых белил зависит от количества сульфатных примесей (не более 70 %). Чем их меньше, тем ярче белизна краски.

Цинковые белила (окись цинка) молочно-белого цвета. Они достаточно светоустойчивы, не подвержены действию сернистых соединений, но в смеси с пигментами органического происхождения заметно ухудшают их светостойкость. Цинковые белила очень долго сохнут, прозрачны и очень чувствительны к влаге. В условиях повышенной влажности красочный слой с цинковыми белилами теряет прочность.

Свинцовые белила имеют слегка голубоватый оттенок, это прочный и эластичный материал. Низкие сорта краски после высыхания начинают просвечивать из-за того, что гидрат окиси свинца легко соединяется с углекислым газом из воздуха и полностью переходит в углекислую соль. Ещё одна неприятная особенность – плохое влияние на смеси с ультрамарином и киноварью. Сейчас в нашей стране свинцовые белила сняты с производства в силу их ядовитости, но до середины ХХ века считались «становым хребтом масляной живописи».

Читайте также:  Как правильно выбрать краску для дерева из бруса

Наименования художественных красок, выпускаемых в России

Всего в мире выпускают около 300 оттенков масляных красок для живописи. Почти половина из них — это пигменты, имитирующие цвета природного происхождения (индиго, лазурит, шафран, арцика, малахит, волконскоит, кошениль, пурпур и др.). Они выпускаются из сложных химических соединений, созданных в лабораториях. Изготовитель обязан подписывать имитацию цвета на этикетке. Главный российский поставщик масла — завод художественных красок Невская Палитра, затем Подольск Арт-Центр, Спектр и Гамма. Вместе они поставляют на рынок разнообразный и конкурентоспособный ассортимент.

1. Белые — белила титановые (самые непрозрачные), цинковые (молочно-белые), свинцовые (слегка голубоватые).

2. Неаполитанские: телесная, светло-желтая, желто-палевая, оранжево-желтая, розовая (состоят из белил с добавлением желтого кадмия и красной охры).

3. Желтые: кадмий и крон (лимонный, средний и темный), стронциановая, золотистая Арзакан, Вайк, травертин, охра желтая Мецкар.

4. Красные: кадмий (оранжевый, оранжево-красный, пурпурный, темный), английская и индийская красная, кармин, киноварь (вермильон), кораллово-розовая, Тавуш-вишня, шахназарская, Мецкар, гутанкарская малиновая, красный хинакридон, оранжевый травертин, венецианская.

5. Зеленые: кобальт зеленый (темный и светлый), окись хрома, хром-кобальт сине-зеленый, изумрудная, волконскоит, глауконит, виридоновая, зеленое золото, Паоло Веронезе, Бжни, севанская, араратская, античная, турецкая зеленая, английская зеленая (темная и светлая), оливковая, малахитовая светлая, зеленая Тавуш, оливковая Арзакан.

6. Синие: кобальт (темный, светлый, спектральный), церулиум, марганцевая голубая, ультрамарин, небесно-голубая, бирюзовая, ФЦ, индиго, фталоцианиновый, турецкая голубая, королевская синяя, берлинская (железная) лазурь, бирюзовая, индантреновая синяя.

7. Лиловые: кобальт (розовый, темный и светлый), гутанкарская фиолетовая, лак фиолетовый, тиоиндиго розовая, марганцевая фиолетовая, сиреневый хинакридон, Петербургская розовая и лиловая.

8. Коричневые: марс (светлый и темный, оранжевый, желтый), охры (светлая, натуральная, золотистая, темная Котайк), капут-мортум, сиена (натуральная и жженая), умбра (натуральная ленинградская, грузинская и жженая), ван-дик, феодосийская, красно-коричневая Севан и Вайк.

9. Черные: глубокая черная, марс черный, виноградная, персиковая, византийская чернь, сажа газовая, кость жженая, травертин. Явное тоновое отличие черных красок выявляется при их смешивании с белилами.

10. Серые: Петербургская серая, Пейна.

Лучшие краски по соотношению цена — качество

Стоимость масляных красок зависит от натуральности сырья, качества связующего (состава и степени его очистки) и концентрации пигмента. Имитация цвета всегда стоит дешевле.

Подольские краски серии «Классика». Важное достоинство этого масла (кроме беспрецедентно низкой цены) в том, что в составе каждого цвета используется только один пигмент натурального происхождения. В Подольске не микшируют, продукция сохраняет традиционные названия в течении десятилетий.

Schmincke (Германия), серия NORMA PROFESSIONAL. Всего в линейке 84 цвета в небольших тубах по 35 мл. (6 из них имитация). Все краски прекрасно совместимы и смешиваются между собой без снижения светоустойчивости.

В линейке Schmincke MUSSINI 101 цвет только естественного происхождения с максимально возможной концентрацией пигмента. Для улучшения качества красочную массу сначала настаивают в течение трёх месяцев, и только потом расфасовывают в тубы. Её отличительная особенность – связующее, в которое добавлена даммарная смола.

Old Holland (Нидерланды). Старейшая фабрика открылась в XVI веке. Выпускает краски ручной работы с соблюдением старинных технологий, в основном для реставрации. Никаких современных наполнителей типа бария, кальция и воска – только древняя пигментная база и гранитные жернова.

Возможности масляной техники

Масло интереснее и разнообразнее других художественных техник. В масляных красках скрыт огромный изобразительный потенциал: возможность лепить фактуру, передавать глубину цвета, оптические эффекты, валёры (диапазон градаций цвета при высветлении или затемнении), многократно ретушировать. Они расцветают в умелых руках или под руководством профессионала.

Мастер-классы по живописи для взрослых

Художник Елена Бартенева приглашает на индивидуальные уроки живописи маслом с почасовой оплатой (1500 р/час всё включено). Адрес мастерской: СПб, Приморский район, Шуваловский просп., 74/2. За несколько часов Вы напишете картину, узнаете законы изобразительного искусства, секреты мастерства и научитесь традиционным техникам, применяемым в масляной живописи.

Технические приемы масляной живописи

    • А-ля прима (от и до в один сеанс объемными мазками)
    • Лессировка (полупрозрачное накладывание слоев с просушками)
    • Граттаж (процарапывание)
    • Карнация (многослойное изображение кожных покровов)
    • Гризайль (тоновая или монохромная роспись)
    • Сфумато (смягчение контуров по мере удаления)
    • Сухая кисть (растушевка с растяжкой)
    • Монотипия маслом (абстрактный оттиск на холсте).

Маслом можно рисовать не только кисточками, но и мастихином. Разные по форме мастихины предназначены для мазков всевозможной формы. Масляная техника привлекательна для новичка и тем, что (поскольку масло долго сохнет) есть возможность соскоблить испорченный фрагмент, вытереть поверхность тканью и переписать неудавшееся место заново.

Елена, с 11.00 до 21.00 без выходных

Сайт художника Елены Бартеневой. Все права защищены.

Акриловые краски от Невской палитры: все тонкости

Акрил Сонет, Мастер-Класс и Ладога

Акриловые краски у Невской палитры представлены в нескольких сериях, из которых вы можете выбрать. Но в чём же у них разница?

Серия “Сонет” считается студийной серией и рекомендована для выполнения работ в рамках получения художественного образования. Подходит для художественных школ и работы дома.

Краски серии “Мастер-Класс” (существует и серия гуаши Мастер-класс) — это краски наивысшего качества, представляют собой густотертые тонкодисперсные смеси высококачественных пигментов и связующих. Яркость и чистота цвета, высокая светостойкость красок обусловлены, в первую очередь, применением неорганических и органических пигментов высокого качества. Это краски для художников.

Что касается серии “Ладога”, то в её палитре краски, содержащие кадмиевый и кобальтовые пигменты, заменены красками-аналогами цвета, изготовленными на основе органических пигментов, что делает их оптимальными по сочетанию цены и качества.

Акрил Мастер-Класс

Художественные акриловые краски серии «Мастер-Класс» разработаны специально для профессиональных художников, в них соединились традиции производства с инновационными разработками:

  • высокая насыщенность пигментом и минимальное содержание наполнителей позволяют сохранить блеск, интенсивность и глубину цвета после высыхания
  • тщательно сбалансированная основа придаёт краске богатую текстуру и корпусность

Акриловые краски “Мастер-класс” выпускаются в наборах по 6 цветов в тубах объёмом 46 мл, 8 и 12 цветов в тубах объемом 18 мл, а также в ассортименте в тубах объёмом 46 мл (50 цветов).

Художественные акриловые краски образуют при высыхании несмываемую эластичную плёнку, устойчивую к воздействию окружающей среды.

Почему акрил, а не масло?

Основными преимуществами акриловых красок являются:

Акриловые краски — водоразбавляемые, что значительно облегчает рабочий процесс: для них не требуется приобретать специальные жидкости, краска превосходно смывается с кистей обычной водой.

Акриловые краски быстро сохнут, что позволяет существенно сократить сроки создания художественных работ. Для сравнения: процесс высыхания тонкого слоя масляных красок в среднем составляет одну неделю, тонкий слой акриловых красок высыхает примерно за полчаса.

В отличие от масляных красок акрил не пахнет, в этом смысле им гораздо комфортнее работать в помещении.

Акриловые краски превосходно ложатся и удерживаются практически на любой поверхности, что даёт невероятную свободу для творчества и самовыражения художника.

Существует огромное количество специальных средств для акриловой живописи: текстурные пасты, медиумы, разбавители, замедлители высыхания.

Пастозная консистенция красок позволяет имитировать корпусную масляную живопись. В то же время сильно разбавленная водой краска способна воспроизводить лёгкую и воздушную акварельную живопись.

Широкие возможности делают акрил идеальным инструментом как для традиционной живописи, так и для создания креативных дизайнерских работ, позволяя всегда добиваться превосходного результата.

Последние штрихи

Лаки необходимы для создания финишного покрытия, которое защищает картину от наслоения грязи и жира.

Лак глянцевый и лак матовый “Сонет” используются для покрытия законченных картин, нарисованных акрилом. Попробуйте оба варианта, и выберите какой из лаков лучше подходит для вашей работы!

Лак акриловый глянцевый образует глянцевую плёнку и придаёт работе блеск, но для уменьшения блеска можно всего лишь разбавить лак водой.

Тонкие слои акриловой краски можно покрывать лаком уже через 24 часа после завершения работы. Если же картина состоит из нескольких плотных слоев акрила или выполнена в технике импасто, наносить лак можно не раньше, чем через неделю после окончания работы.

Также лаки выпускает Winsor & Newton, в том числе аэрозольные.

Палитрой красок блещет

В цехе производства связующего для масляных красок резко пахнет хвойным лесом и чем-то аппетитным. Как и следует из названия красок, их главная составляющая – рафинированное льняное масло. А также пчелиный воск, природная пихтовая смола и смола акации (гуммиарабик) – компоненты, положительно влияющие на оптические свойства красок, в том числе на яркость и чистоту цвета готовой работы художника. Впрочем, для придания красками лучшей консистенции и «пастозности» в них вводятся природные загустители и различные функциональные добавки, рассказывают технологи «Невской палитры». В этом же цехе производят вспомогательные материалы для работы с масляными красками: масла, лаки, разбавители.

Завод «Невская палитра» – единственный в России и один из немногих в мире с полным циклом производства красок и очень широким ассортиментом изготавливаемых материалов для живописи и творчества. Как правило, предприятия специализируются на одном узком направлении. Например, Winsor&Newton (Великобритания) и Old Holland (Нидерланды) изготавливают только классические художественные краски и традиционные материалы для живописи.

«Наше предприятие занимает хорошие позиции и на российском рынке, и в странах СНГ, и в Европе. По качеству красок, уникальности и широте цветовой палитры и стоимости мы не просто конкурентоспособны, но и выигрываем у многих крупных мировых производителей, – заверяет генеральный директор АО «ЗХК «Невская палитра» Ефим Загородников. – Каждый год в России появляются новые компании, они пытаются развиваться в разных сегментах. Но мы к этому относимся спокойно, это обычная рыночная ситуация. Но у новых компаний нет такой мощной производственной базы, профессиональной команды специалистов и такой известности бренда еще с советских времен».

Экономика в красках

Объемы производства завода ежегодно увеличиваются на 20-25%. Прогноз на 2016 год также благоприятный. Безусловно, доля «Невской палитры» на российском рынке в последние годы растет и за счет резкого удорожания продукции иностранных марок по причине динамики курса валют, что открыло новые перспективы для экспорта. За последние два года себестоимость продукции завода возросла из-за роста цен на компоненты сырья, особенно импортные. Но цену на полках заводу удалось удержать в рамках инфляции без снижения маржинальности бизнеса. В основном за счет уменьшения затрат, оптимизации процессов, автоматизации производства и снижения трудозатрат, повышения энергоэффективности.

На фоне общего снижения потребительской способности спрос на товары для творчества не упал, а, напротив, постепенно растет. За последние два-три года интерес к акварели как хобби возрастает, отмечают профессиональные художники. Она крайне востребована у иллюстраторов, фэшн-дизайнеров и дизайнеров интерьера, профессиональных художников и любителей.

«В акварельной иллюстрации заинтересованы издатели книг и журналов, производители текстиля и обоев, дизайна посуды и тому подобного. Спрос здесь остается постоянным, такие заказчики заинтересованы в профессиональных иллюстраторах с богатым опытом. Интерес к акварели как к хобби в последнее время вырос. Думаю, это связано с доступностью образования, с огромным количеством мастер-классов, школ для взрослых, онлайн-школ, а также с простотой и доступностью материала – достаточно иметь блокнот, несколько красок и кисточек», – считает художник-иллюстратор Елена Лимкина.

«Первые два года я использовала в работе исключительно краски «Невская палитра». Но как только перешла на формат акварелей более 50х50 см, формат кюветок перестал мне подходить, и сейчас я пользуюсь красками в тюбиках американской фирмы Daniel Smith, японской Holbein, французскими Sennelier, немецкими Schmincke, – говорит художник и педагог Юлия Барминова. – У каждой марки есть свои сильные стороны. Мое мнение, что у акварельных красок завода «Невская палитра» – на 100% адекватное соотношение цена/качество. И если бы завод выпустил свой полный ассортимент цветов еще и в тюбиках и продавал бы их поштучно – это сделало бы их сильным конкурентом западных марок в России».

Треть – на экспорт

Сейчас около 30% продукции завода «Невская палитра» – это экспорт через сеть дистрибуторов в разных странах, включая всю Европу и США.

«В планах на 2016-20 годы не только увеличить объемы производства завода вдвое, но и существенно расширить географию зарубежных поставок. Например, наша продукция сейчас не представлена в странах Латинской Америки, а это очень интересный рынок, – рассказывает Ефим Загородников. – Выйти сюда непросто, так как, например, в Аргентине с целью сокращения объемов импорта и защиты национальных производителей применяются меры по ограничению ввоза товаров на территорию страны. Основные их них – предварительное декларирование импорта и необходимость компенсации импорта экспортом. Также в стране действует режим жесткого государственного регулирования валютного рынка. Из-за большого транспортного плеча между странами и высокой стоимости накладных расходов цена на продукцию «Невской палитры» здесь будет довольно высокой. Тем не менее, завод сейчас прорабатывает этот проект. Мы сейчас активно развиваемся в Азии, на Ближнем Востоке – у нас там появляется много партнеров, и будет еще больше».

Читайте также:  Шпаклевка Ветонит: виды и характеристики смесей (+20 фото)

Многие новые дистрибуторы и контракты появляются благодаря участию в специализированных международных выставках товаров для творчества и хобби и канцелярии, например, таких, как мартовская «Скрепка Экспо – 2016» в Москве или февральская Paperworld-2016 во Франкфурте-на-Майне, где продукция «Невской палитры» весьма успешно экспонировалась. Иногда дистрибуторы выходят с предложениями к заводу и напрямую.

Развитие завода идет на собственные средства, без использования кредитов и господдержки. В сравнении с другими подобными производствами в России, у «Невской палитры» весьма высокая степень автоматизации процессов, у завода довольно много современного многофункционального оборудования. Производственная база существенно обновилась за последние четыре года, в этом году планируют закупить еще несколько современных машин. Специализированное оборудование для производства художественных красок практически не представлено на рынке, но если и встречается, то в силу уникальности стоит очень дорого. Поэтому инженеры завода зачастую адаптируют аналогичные линии из косметической, фармацевтической и кондитерской промышленности. Хотя доля ручного труда все еще велика: на производстве сейчас трудятся около 300 человек, и еще около 100 работают на складе.

На вкус и цвет

Современного оборудования требует в том числе и постоянно расширяющийся ассортимент. Особенно стремительно в последние годы растет спрос на новые типы красок для хобби: краски по ткани и для батика, витражные по стеклу и для росписи керамики, с декоративными эффектами (перламутр, металлик, флуоресцентные).

При этом завод не реализует краски и другие материалы под заказ в виде какого-либо опта, не как фасованную продукцию. Единственное исключение – спецзаказы от другого легендарного городского предприятия – Санкт-Петербургского Императорского фарфорового завода – на лак для деколирования фарфора. Однако завод открыт для предложений по контрактному производству и рассматривает это направление как одно из перспективных. Также у завода уже есть пример разработки красок промышленного назначения для выполнения общестроительных и реставрационных работ. В 2015 году в ходе реставрации убранства Екатерининского собора в Кингисеппе к специалистам предприятия обратились с просьбой воссоздать краски, аналогичные примененным еще во времена строительства собора в середине XVIII века. Специалисты выполнили образцы, палитру согласовали с профильным комитетом области, и результатом все остались довольны. Этот опыт может положить начало для освоения еще одной перспективной ниши, особенно в свете импортозамещения.

Производство как искусство

Соотношение объемов импортного и российского сырья у завода «Невская палитра» сейчас на уровне 70/30. Но этот баланс постепенно меняется в пользу отечественного производителя. Первые важные составляющие в составе любой краски – это пигменты – сухие, тонкоизмельченные порошки, придающие краскам цвет. Поэтому экскурсию по заводу начинают именно с цеха пигментов (само наличие такого цеха для подобных производств сейчас редкость, обычно пигменты закупают готовые). Здесь происходят самые «химические» процессы: в полутемном помещении жарко и шумно, здесь в реакторы строго по рецептуре отмеряют компоненты и после прохождения реакции химического синтеза, фильтрации и просушки получают осадок. Он или сам по себе уже может служить готовым пигментом, или отправляется на дополнительную прокалку в печи. В итоге пигмент по фактуре похож на засохшую растрескавшуюся почву. Его извлекают из емкостей и дробят в мелкий порошок на размольном оборудовании.

Вторая главная составляющая краски –это связующее. В принципе, писать можно и самим пигментом, как раньше рисовали охрой или мелом, но без базы пигмент быстро осыплется, да и техника нанесения не слишком удобна, сильно ограничен спектр художественных приемов. Акварельные, масляные, темперные, гуашевые, акриловые – краски по типам как раз и различаются составом связующего.

Смешивание пигмента со связующим по классической технологии производится в трехвалковых краскотерочных машинах, представляющих из себя металлические или гранитные валы, приводимые в движение электродвигателем, и прилегающий к ним длинный нож. Краска механически перетирается из бака в бак за счет разной скорости движения трех валов: нижний вал вращается медленнее остальных, средний – в три раза быстрее, верхний – еще в три раза быстрее. Таким образом, происходит захват краски на валы, откуда она и снимается ножом.

«Некоторые из машин на краскотерке исправно работают еще с 1960-х годов и настолько надежны, что менять их просто нет необходимости. Но есть и совсем новые машины, в том числе и закупленные в этом году в Швейцарии, – продолжает Ефим Загородников. – Процесс перетира длительный, повторяется многократно. Количество перетиров зависит от структуры и смачиваемости пигмента, иногда достаточно и трех раз, а иногда и 30 маловато».

На производстве все еще много ручного труда, видно «вживую», как идет весь процесс, и в цехе перетира находиться очень интересно, радостно: повсюду стоит равномерный гул машин, сквозь огромные заводские окна проникают лучи солнца, на ближайшей к нам машине двигается по валам кадмий оранжевый, чуть дальше – кобальт синий, а рядом – английская красная и еще не меньше десятка цветов одновременно. Краскотерок в цехе меньше, чем цветов в палитре завода, поэтому краски на машинах производятся постепенно – от светлого к темному тону. Но для белил всегда зарезервирована отдельная машина – это строгое правило. Краску перетирают до тех пор, пока размер частиц в готовой смеси не достигнет определенной величины, определяемой лабораторными испытаниями. И так перетиром на «Невской палитре» производят все традиционные краски: акварельные, масляные, темперные, гуашевые.

Традиции и современность

Участок перспективных технологий новый – здесь изготавливают акриловые краски на основе акриловой дисперсии: 73 наименования, в том числе флуоресцентные, перламутровые и металлики. Благодаря использованию готовых пигментных паст можно использовать современную технологию, напоминающую промышленный миксер. Внутри специального аппарата – диссольвера, представляющего собой бак из нержавеющей стали с герметичной крышкой, расположены две «мешалки»: одна – якорная-прямая, подающая краску, вторая – фреза с загнутыми концами, благодаря которой при скорости вращения до 1,5 тыс. об/мин. внутри создается высокое напряжение, и частицы, сталкиваясь, разбиваются друг об друга. Чтобы избавиться от пузырей воздуха во взбитой массе, после смешивания произ- водится вакуумирование. Остается взять пробы для лаборатории, и акриловая краска готова к фасовке.

В светлом здании классической архитектуры, построенном еще в 1925 году, располагаются два самых важных отдела завода: научно-исследовательская лаборатория и отдел технического контроля. В химической лаборатории проводится тщательный анализ всего поступающего сырья, исследуются пробы пигментов и связующих в процессе изготовления красок, проверяется качество готовых красок. На одном из столов стоит миниатюрная краскотерочная машина, позволяющая сразу оценить, как пройдет перетир только что изготовленного пигмента и связующего. Также здесь есть центрифуга, тепловые шкафы, песчаные бани и все необходимые компоненты для проведения химических реакций. Но так как завод производит материалы именно художественные, определения одних лишь физико-химических свойств сырья или готовой продукции недостаточно. Пожалуй, самая главная характеристика – цвет! Важно сделать «накраски» – например, пробы пигмента специалисты вручную растирают здесь в краски на мраморных досках с помощью конусообразного камня «куранта», а затем медленно наносят кистью на бумагу. После высыхания результаты сравнивают с эталонами данного цвета и принимают решение о соответствии. Многие эталоны используют здесь еще с момента основания завода, относятся к ним особенно бережно.

Если разрабатывается новая рецептура или поступает сырье от нового поставщика, краска должна пройти испытание временем и не изменить своих свойств. Таким образом, с момента разработки до поступления краски нового цвета в продажу может пройти и пол- года, и год. Ежедневно работая с красками, практически все сотрудники испытывают тягу к рисованию. Но собственного штата профессиональных художников на заводе нет. В этом направлении предприятие активно сотрудничает с Обществом акварелистов Санкт-Петербурга, специалистами Академии художеств, самостоятельными художниками.

Еще один из сохранившихся процессов ручного труда на заводе – фасовка акварели. В каждую кювету мастер накладывает с горкой краску и помещает планшет с десятками цветных коробочек в сушильную камеру. Упаковывают акварель в фольгу, совсем как конфеты – но этот процесс, впрочем, уже поручили машине.

Эскизы к импортозамещению

Возвращаясь к импортозамещению, стоит отметить, что основной компонент масляных красок – льняное масло – долгие годы завод традиционно закупает в Белоруссии. Смолы почти все импортные (Судан), только пихтовую смолу, как и пчелиный воск, применяют традиционно российские. Компоненты для производства пигментов: соли кадмия, кобальта и так далее, а также готовые пигменты поставляет в первую очередь петербургский завод «Пигмент» и другие компании со всей России. «Крупные химпроизводители в России еще сохранились, хотя не секрет, что многие российские производства долгое время были в упадке. Но сейчас они постепенно возрождаются, особенно в последние пару лет. Мы видим все большие возможности для сотрудничества с российскими предприятиями. Например, для изготовления акриловых красок нужна акриловая дисперсия, мы ее приобретаем в Германии. Но сейчас нам поступило интересное предложение из Дзержинска, мы тестируем сырье и, возможно, перейдем на отечественную продукцию», – рассказывает генеральный директор завода.

История в красках

Небольшая фабрика красок, построенная английским технологом Ю. Фридлендером, существовала на набережной Черной речки еще с 1900 года. В 1920 году завод национализировали, с января 1922-го здесь базировался завод красок и лаков «Строитель». В феврале 1932 года работники Третьяковской галереи обратились с письмом к наркому Климентию Ворошилову с просьбой организовать для советских художников производство материалов для живописи. На тот момент крупного завода в стране не было, а небольшие кустарные производства не могли обеспечить все потребности художников. Для больших экспозиций приходилось закупать краски за границей за валюту. Инициативу оценили как важную, и всего за два года было организовано производство, в том числе «с нуля» разработаны уникальные рецептуры, являющиеся закрытой информацией и «фирменным секретом» каждой фабрики художественных материалов в мире. Команда химиков, художников, материаловедов, технологов и инженеров провела действительно колоссальную работу: к 1934 году было создано уже 30 рецептур масляных красок. И уже 1 декабря 1934 года приказом наркома Григория Орджоникидзе Ленинградский завод художественных красок был внесен в реестр предприятий химической промышленности СССР. В 1935 году завод выпустил уже 72 тонны масляных красок – рывок был стремительным. Постоянным консультантом завода был профессор Академии художеств Дмитрий Киплик, председателем художественного совета – художник Исаак Бродский. К 1940 году здесь выпускали уже не только масляные, но и акварельные, и гуашевые, и темперные краски, а также сопутствующие материалы: масла, лаки, разбавители. В годы Великой Отечественной войны завод работал по заказам фронта, после 1945 года производство восстановилось.

С 2015 года предприятие преобразовано в АО, с 2004-го переименовано в Завод художественных красок (ЗХК) «Невская палитра», исторический логотип в виде красной палитры с буквами «ЗК» сохранен.

Материалы завода используют для выполнения самых ответственных работ, в том числе и для реставрации ценнейших произведений живописи и памятников архитектуры: собора Василия Блаженного, Большого Кремлевского дворца, храма Христа Спасителя, картин из собраний Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, древнерусских икон. Продукцию завода применяют мастера народных промыслов из Палеха, Мстеры, Холуя, Жостова, Павлова Посада, во множестве иконописных мастерских и церквей.

Сегодня завод «Невская палитра» занимает территорию около 2,5 га на набережной Черной речки (фактический адрес завода: улица Сердобольская, дом 68). Здесь также базируется мини-типография, есть собственная котельная, часть площадей сдается в аренду малым производствам. Однако адрес завода может измениться уже в обозримом будущем. Проанализировав опыт российских и зарубежных компаний, а также поддерживая городскую программу по выводу производственных предприятий за черту города, руководство завода рассматривает вопрос перебазирования и реформирования предприятия.

Добавить комментарий